ВЕСНАЧАЙ
Завтра, в пятницу, 13 мая, в Латвии, недалеко от Риги, на хуторе со сложным названием Lielvidzemnieki начнется ВеснаЧай 2007. Судя по всему, главной нотой на мероприятии будут пуэры. Не то чтобы мы специально стремимся следовать мировой чайной моде — но так вот «по-пуэрному» все у нас получилось. ВеснаЧай 2007, кстати — наше десятое выездное чаепитие. И самое первое в нашей «сезончайной» истории весеннее чаепитие.
На этом свое участие в сегодняшнем выпуске рассылки я [Денис Шумаков] завершаю и передаю слово Павлу Шведову, любезно предоставившему в полное мое распоряжение материал, подготовленный им для молодого, но очень симпатичного журнала Китай.Ru. Материал этот не о чае, а о фарфоре, но, как вы сами понимаете, эти две категории связаны между собой совершенно неразрывно.
ПАВЕЛ ШВЕДОВ. БЕЛОЕ ЗОЛОТО
2008 год в России объявлен Годом Китая. Одним из первых и ключевых событий в его рамках стало открытие в Третьяковской галерее выставки «Белое золото. Классика и современность китайского фарфора», рассказывающей о становлении и развитии художественного мастерства ремесленников Цзиндэчженя — фарфоровой столицы Китая.
История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на фарфоровых изделиях было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Эта надпись определила название города — «Цзиндэчжень». Этот город, расположенный рядом с разработками каолиновых глин, стал ведущим центром изготовления фарфора в Китае. Число печей здесь росло с каждым годом и во время расцвета производства фарфора, в эпоху Танской династии, достигало нескольких сотен. Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь было изобретено много видов фарфора — кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах, достигавший 1400 градусов. Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создавать изделия, отличающиеся настолько исключительной белизной и тонкостью черепка, что работы мастеров Цзиндэчженя были «ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл». Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы называли китайский фарфор «белым золотом».
Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена. Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII–XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.
В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи го хуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде.
Главные темы выставки — это «Традиционная культура фарфора в Китае» и «Новый облик китайского фарфора». В состав выставки включено около 120 экспонатов, половина из которых — старинные изделия (начиная с XI века), другие — уникальные образцы работ современных мастеров. Экспонаты поступили из Музея провинции Цзянси и Музея керамики и фарфора города Цзиндэчжень, важнейших центров коллекционирования и исследования цзиндэчженьского фарфора.
Самой старой из представленных фарфоровых изделий стала «Фигура мужчины, ведущего лошадь». Она датируется XI веком, когда Цзиндэчжень уже стал крупным центром производства фарфора. Из старых работ XIV–XVI веков можно было увидеть несколько произведений, созданных с использованием подглазурной кобальтовой росписи. Многими почитателями искусства китайской керамики предметы, изготовленные в императорских керамических мастерских Цзиндэчженя, считаются самыми красивыми из произведений древности.
Как и на предметах с кобальтовой, синей росписью, так и на изделиях многоцветных «розовых» и «зеленых» семейств в большом количестве используется символика дракона. Использование изображения драконов на сосудах, тарелках и вазах полностью оправданно, ведь многие из представленных на выставке экспонатов создавались для императорского двора, а символ дракона как раз является олицетворением мужского начала, знаком императора.
Наряду с классическими глазурями и подглазурными росписями, выставка в Третьяковской галерее позволила прикоснуться и к таким изысканным направлениям фарфорового искусства, как техника «кракле» и селадона. Использование специальных глазурей, имитирующих трещины — «кракле», берет свое начало еще в XI веке. Предметы, в изготовлении которых использовались такие глазури, притягивают внимание своей кажущейся хрупкостью, наигранной ущербностью, когда как сама поверхность предмета нисколько не повреждена.
Но, мастерство современных художников нисколько не уступает мастерам прошлого. С этим можно было согласиться, посетив зал с современными работами творцов Цзиндэчженя. XX век привнес новые тенденции и в столь традиционный вид искусства, как создание фарфора и его роспись. Новые изобразительные решения, органично сочетающие в себе как величие Востока, так и новаторство Запада, лишь только усиливают тот уровень мастерства, которым славились императорские гончарни Цзиндэчженя.
Доминантой зала современного китайского фарфорового искусства стала чаша диаметром более одного метра, на стенках которой художник изобразил павлина и птиц, резвящихся в благоухающих цветах. Техника «яичной скорлупы», примененная при создании чаши, привнесла особый шарм и ощущение легкости при столь значительных размерах предмета. Рядом, для большей наглядности самой техники «яичная скорлупа», кураторы выставки расположили пиалу меньших размеров настолько тонкими и прозрачными стенками, что бабочки, изображенные на них, казалось, просто застыли в воздухе и в любой момент могут упорхнуть.
Предметы, представляющие современное искусство китайских мастеров фарфора, позволяет утверждать, что все тенденции в мире западного искусства керамистами Цзиндэчженя аккумулируются и используются во благо, позволяя создать диалог между различными культурами без утраты души и теплоты предмета, ценимого дороже золота.
После Москвы выставка отправится в Краснодар, а затем в Калининград. В общей сложности выставка «Белое золото» пробудет в России полгода.