чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 377 (12.07.07). д. шумаков

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КРУГЛОМ И ПРОЗРАЧНОМ ЧАЙНИКЕ
В прошлом выпуске рассылки я написал множество хороших слов о стеклянном и прозрачном чайнике Teaposy — и сегодня хочу добавить ко всем тем дифирамбам одно существенное замечание.

Все минувшую неделю я этот чайник использовал для заваривания самых разных чаев и обнаружил у него одно свойство, которое, если его не учитывать и не компенсировать, может превратиться в недостаток этой очень приятной посудины.

Чайник этот работает в очень своеобразном температурном режиме — при заваривании чая водой совершенно стандартной температуры и при совершенно стандартном времени настаивания завариваемого чая, этот самый чай, будучи разлитым из чайника по чашкам, получается неадекватно горячим — пить сразу его почти невозможно.

Безусловно, любой чай, приготовленный обычным способом, после разливания по чашкам очень горяч — но не до такой «непитьевой» степени. Природу этого феномена я пока объяснить не могу, но наблюдаю его постоянно.

В сам процесс чаепития это свойство чайника вносит несущественные коррективы — в хорошей питьевой посуде до комфортной температуры чай остывает очень быстро. На качестве заваривания подавляющего большинства чаев эта «высокотемпературность» чайника не сказывается никак, но на заваривании небольшого на важного «меньшинства» чаев сказывается существенно. Я заваривал в нем «родные» связанные зеленые чаи, простые и не очень купажи черного чая, навороченный пакетированный чай разного вида (о котором чуть позже) — и все было просто отлично. А вот качественный ассам и свежие дарджилинги в чайнике этом заварились плохо — у них огрубился вкус и (у дарджилингов) потерялся аромат.

Проблема эта частично разрешилась небольшим снижением температуры воды, используемой для заваривания чая. Но еще более эффективно ее можно решить и заменой чайника — на традиционный фарфоровый, например ;)

В общем, чайник оказался не абсолютно универсальным, каковым чуть было не показался мне в самом начале (хотя умом-то я понимал, что такое невозможно — но уж очень он мне понравился). Но это, пожалуй, даже и хорошо — появление универсальных инструментов губительно для любой культуры. Для круглого и прозрачного типозевского чайника существуют задачи, с которыми он справляется отлично — и нет смысла требовать от него невозможного.

ПАКЕТИКИ HARNEY & SONS
На этой неделе мы начали очередную он-лайн дегустацию — на сей раз на суд нашего чайного сообщества были представлены чаи в пакетиках-саше американской компании Harney & Sons.

Честно говоря, к американскому чайному рынку я в последнее время приглядываюсь все пристальнее и пристальнее. Потому что помимо огромного количество разной чайной попсятины, пытающейся приподняться за счет моды на чай и слабой в среднем по США чайной грамотности, в Штатах появляются производители и продавцы чая, предлагающие или приличный чай, или оригинальное его исполнение, или и то и другое вместе.

Некоторое время назад я писал уже чрезвычайно лестные отзывы о чаях Tea Forte — любопытных (и часто очень удачных) купажах в очень оригинальных и красивых пакетиках. А буквально несколько месяцев назад на российском рынке появился чай компании Harney & Sons — и, главным образом, это любопытные купажи в очень симпатичных конвертиках, на которых написано, что внутри у них Single Silken Sachet.

Слово Single можно проигнорировать, а вот с Silken Sachet следует разобраться поподробнее.

Как вы, наверняка, знаете, изначально термином «саше» называлась небольшая и сильно надушенная подушечка, которую можно было, например, положить в ящик с бельем — для отдушки. В настоящее время значение термина почти не изменилось, только немного «натурализовалось» — сейчас словом «саше» чаще всего называется не просто надушенная подушечка, но подушечка, набитая ароматными цветами и травами, и чаще всего, дополнительно чем-либо ароматизированная — для пущей пахучести.

В чайно-пакетированном мире термином «саше» может называться все, что угодно. Пакетик без веревочки — потому что настоящее саше, как правило, никаких веревочек не имеет. Пакетик для заваривания в чайнике — потому что он относительно большой, а настоящее саше больше обычного чайного пакетика. Пакетик с крупнолистовым чаем, а не с трухой — потому что в настоящем саше содержатся обычно сушеные травы и цветы крупными «кусками». Пакетик с травяным или цветочным чаем — потому что настоящее саше набито травами и цветами. Небумажный пакетик — потому что настоящее саше обычно тканевое. Дорогой и красивый пакетик — потому что настоящее саше дорогое и красивое. Пакетик французского производителя — потому что слово это французское. И даже просто пакетик необычной формы — потому что его нужно назвать повыпендрежнее.

Короче говоря, термин «чайное саше» чрезвычайно расплывчат и практически всегда употребляется в значении «необычный чайный пакетик».

Silken, конечно, переводится как «шелковый». И это, конечно, маркетинговая уловка, появившаяся практически одновременно с нейлоном, изначально позиционировавшимся в качестве искусственного шелка. И, несмотря на то, что история знала чайные пакетики из натурального шелка (мало того, изначально они только такими и были) — в случае с Harney & Sons речь, конечно, идет о шелке искусственном, то есть о нейлоне.

Ну то есть надпись Silken Sachet означает, что мы имеем дело с необычными чайными пакетиками, изготовленными из нейлона и, скорее всего, имеющими форму пирамидки (эта форма стала уже почти традиционной).

Что это означает с точки зрения качества продукта?

Во-первых, это означает, что пакетики эти не будут заметно искажать вкуса и аромата находящегося в них чая. Используемый при производстве пакетиков нейлон вкуса и запаха не имеет, при изготовлении пакетиков не используется клей — они спаиваются (насколько я знаю, ультразвуком, хотя подробно этой технологией никогда не интересовался).

Во-вторых, в пакетиках этих, скорее всего, окажется весьма приличный чай — особого смысла паковать откровенное барахло в дорогие пакетики нет.

Ну то есть надо пробовать. Чем мы и собираемся заниматься вот в этой ветке нашего форума. Полагаю, что впечатления участников дегустации более или менее активно начнут появляться в течение недели-двух.

Предваряя их, хочу заметить, что неароматизированные чаи в пакетиках-саше на меня произвели очень благоприятное впечатление. Ароматизированные, в принципе, тоже, но у них есть традиционная и присущая практически всем ароматизированным чая черта — они быстро надоедают. А это немного мешает получить объективное представление о напитке.

Денис Шумаков