чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: жоу ю о прошлом и будущем пуэрных садов и об экологии сознания

A brighter future through a return to the past: promoting a continuation of puerh tea gardens through ecological awareness. Jou Yu. Статья опубликована в первом номере журнала The Art of Tea и кропотливо переведена с английского Алексеем Чураковым.

Я позволю себе несколько вводных слов — без них приведенная статья может восприниматься как весьма распространенный сейчас чайный бред. Читая статью, следует, пожалуй, принимать во внимание следующие факты.

Во-первых, в Китае снижается качество чая. Во-вторых, причины этого снижения качества прекрасно известны и связаны со стремлением получить от чая максимальную прибыль за минимальное время. В-третьих, в Китае, безусловно, есть люди, мыслящие стратегически (или романтически) и желающие сохранить (возродить) качество китайского чая. В-четвертых, люди эти, желая объяснить остальным чайным китайцам свою точку зрения, должны излагать ее на том языке, который сочтут убедительным для производителей чая.

Видимо, Jou Yu счел наиболее адекватным именно тот язык (для нас — странный), те доводы (для нас — часто наивные) и те примеры (часто — неочевидные), которыми изобилует приведенная ниже статья.

Леша, спасибо за перевод!

* * *

Четкое будущее через обращение к прошлому. Развивая преемственность пуэрных чайных садов через экологию сознания.

Существует огромное концептуальное различие между методами и многовековой интуицией и западной наукой и технологиями сегодня. Традиционное сельское хозяйство Юньнани базировалось на жизненном опыте ханьской культуры. Взаимоотношения между человеческим бытием и вселенной играли важную роль в мыслях и жизни этих людей. Сельское хозяйство было главным занятием ханьцев на протяжении тысячи лет. Все это время в почве поддерживается плодородие, природный баланс никогда не был нарушен, и жизненная гармония не нарушалась. Западные производственные методологии не доказали своих способностей к самовосстановлению. На самом деле, совершенно наоборот. Созданием баланса, который сейчас разрушается, занимались поколения с традиционной мудростью. В настоящее время любая позитивная дискуссия о преемственности юньнаньских садов с пуэрными чайными деревьями должна начинаться с возвращения к знаниям о естественной окружающей среде.

Следуя за временем, некоторые чайные фермеры внедряют методы современного сельского хозяйства, применяют синтетические гербициды, удобрения и пестициды. Все эти нововведения заканчиваются часто слезами Природы. Долгосрочный экологический ущерб трудно скомпенсировать. Истинная суть чайного листа теряется, и потребитель имеет дело больше с количеством, чем с качеством. Мы должны развивать исследование традиционной мудрости, с которой и начались наши чайные обычаи. И должны помнить, что ни одна из проблем, на самом деле, не является проблемой науки или технологий. Это ответственность человека — возвратиться к интуиции и позаботиться о том, чтобы возродить традиционную культуру отношения к окружающей среде.

В китайском понимании жизни обсуждение видения традиционного мировоззрения должно обязательно в себя включать понятие ци. Ци — очень трудное слово для перевода или понимания. Это жизненная сила, которая движет всеми вещами. С научной точки зрения, ци может быть названа «энергией», но на самом деле, она содержит в себе намного больше смыслов, чем понятие «энергия». Энергия часто является лишь проявлением ци. При этом нет необходимости присваивать ци магические или мистические свойства. Можно рассматривать ци, как движение или вибрации внутриатомных частиц, из которых все состоит. Посредством самосознания, основанного, возможно, на инстинктах, или может, на интуиции, любой может начать чувствовать ци внутри тела и духа. Это часто достигается через методики типа Тай Цзи или медитации.

С древних времен чайные люди знали об этом и учитывали ци в чае. Ча ци всегда была свойством чая. Когда мы пьем чай, то ча ци движется по нашему телу. Эту центральную точка для самосознания и часть посыла от живого чая можно обозначить как Дао. Некоторые полагают, что это диалог внутри тела между душой и чаем. Разные чаи производят разное ци. Зачастую поток ци меняет направление, движется быстро или импульсивно, или охватывает тело. Иногда ци остается на поверхности; в другой раз она глубоко внутри. И иногда нет вообще никакого ци. Натуральные, органические чаи имеют много ци, которая постепенно воспринимается нами на протяжении всего чаепития. Случается, что первые несколько завариваний бывают пусты, но потом очень медленно ци начинает течь через тело и может чувствоваться как вибрации, покалывания или другие тонкие ощущения. Ци может также вызывать более заметные ощущения типа жара, испарины, учащенного сердцебиения. Каждое из этих ощущений есть следствие ци, но и не следует путать их с самой ци. Даже на тех, кто не приучен к тому, чтобы чувствовать тонкие переживания, ци оказывает воздействие. В конце концов, атомы мира вибрируют с энергией, независимо от того знаем мы что-то на самом деле или нет. К несчастью, многие люди потеряли свою интуицию и чувствительность, потому что современная цивилизация слишком сфокусирована на внешних стимулах. Часто люди ощущают только чувство легкого комфорта, когда пьют хороший чай.

Так как ци присутствует во всех вещах, то она влияет на движение всех вещей, включая фермеров, землю, дожди — на все аспекты окружающей среды. Если ци земли, на которой произрастает чай, бедна или не в балансе, то это транслируется и на сами листья. Древние крестьяне были очень озабочены балансом ци.

Для того, чтобы понять, как связана ци с качеством чая, достаточно взглянуть на то, что происходит с тайваньской чайной индустрией, особенно с ДунДин улуном. Есть поговорка среди материковых любителей чай, гласящая что «Пуэр выращен в Юннани, выдержан в Гонконге и вывезен на Тайвань». В основном это связано с культурной революцией и сменой правления в Гонконге в 1990-х. Из-за исторических перемен многое из китайской культуры и искусства было сохранено на Тайване. Но почему пуэр стал так популярен на Тайване? Почему был высокий спрос в 1990-х, в то время как запасы Гонконга пуэром были намного больше? В конце концов, Тайвань имеет свои собственные богатые традиции выращивания чая.

Все дело в ци. Когда тайваньские фермеры начали выращивать чай в горных регионах Наньтоу, у них было глубокое знание об экологическом равновесии и доскональное понимание ци. Как упоминалось выше, чай получает свое ци большей частью из земли. Какое-то количество ци приходит от солнца и дождей, но хотя и дождь напитывает землю, на которой растет чай. Двадцать или тридцать лет назад земля в местности Дундин в Наньтоу была переполнена ци. По этим причинам она и была выбрана. Натуральные, органические хозяйства изготавливали чаи, которые делали тело умиротворенным и самодостаточным. Ци была настолько сильна, что даже люди без подготовки чувствовали расслабление, выпивая чай.

Однако с того времени экономический успех чайной индустрии стал причиной инициирования правительством исследований, которые видоизменили методы агрокультуры. Сейчас фокус внимания наведен на повышение производительности. В хозяйствах начали использовать удобрения, созданные человеком, средства для уничтожения сорняков и пестициды. Ци земли была ущерблена. Эта потеря, конечно же, перешла в чай, который пьют люди. Исключения есть и сегодня, но большая часть ДунДина безжизненна и лишена ци. На самом деле сосредоточие тайваньской чайной индустрии двигалось не на ци, а на подчеркивание вкуса и аромата. «Насколько хорош аромат?» спрашивают люди. «Что за восхитительное благоухание!». И так как Ча ци увяла, многие любители чая начали поворачиваться в сторону пуэра. Любители пуэра были на Тайване и раньше, но как только улуны начали терять свое ци, то начал становиться популярным пуэр и древние чайные деревья, на которых произрастают листья, которые имеют даже более мощную ци. Старый шэн пуэр может аккумулировать ци в большой степени, позволяя тому, кто пьет его, выйти за пределы комфорта, простой релаксации и перейти к настоящему блаженству. Нет никакой необходимости в лабораторных исследованиях, чтобы доказать это. Тело само засвидетельствует ци. Питие такие чаев изменяет все тело из-за изменений, производимых временем в самом чае. Тоже можно сказать и о листьях, что собираются с древних деревьев. Даже молекулярная структура таких известных стимуляторов как кофеин изменяется от куста к дереву, согласно последним заявлениям профессоров сельского хозяйства в Юньнани.

Хороший титестер с многолетним опытом может интуитивно оценить чай, просто взглянув на лист. Один называет это «интуицией», тогда как другие могут назвать это как вышеупомянутое чувство комфорта, когда пьют чай хорошего качества, а кто-то назовет это ци. Название неважно. Согласно моему опыту более высокие и большие чайные деревья имеют лист более высокого качества, более вкусный чай и более насыщенный ча ци. Прежде чайные кусты горы ДунДин на Тайване были крупнее и росли естественным образом. Фермеры сейчас предпочитают новые, высокоурожайные гибриды, используют черенкование, предпочитая его выращиванию саженцев из семян. Они отдают предпочтение чаям с плоскогорья, растущими маленькими, густыми кустиками, которые подрезают, стимулируя появление нового урожая листьев настолько быстро, насколько возможно. Но большие деревья имеют глубокие корни и более обширную крону. Их никогда не может быть слишком много, они не стоят слишком близко друг к другу. Они сбалансированы и включены в окружающую среду, они дают более качественные, более здоровые листья. Но не обманывают ли нас ощущения? Насколько это очевидно?

Я консультировался с профессором, преподающим на отделении лесной промышленности в Тайваньском национальном университете. Он чувствовал себя немного неудобно в обращении с термином ци, но признал, что мои предположения верны. Он сказал, что каждое дерево опирается на свою корневую систему, получая питательные вещества из почвы и конечно, при помощи фотосинтеза в листьях. При более глубокой корневой системе дерево может впитать больше питательных веществ и произвести более обширную крону. Крона листьев затем увеличивает фотосинтез и в свою очередь, общее здоровье всего дерева. Если половина листьев у дерева обрезана, то ясно, что и здоровье снижается в два раза. Если дерево меньше вполовину, то корневая система развивается соответственно, и тогда питательных веществ также будет только половина. Корневая система деградирует, когда дерево обрезано, снижая уровень ци, которое растение впитывает в себя. И ясно, что обрезка дерева наполовину ускоряет продуцирование, оставаясь при том же качестве, только на первый год, после чего дерево естественным образом уменьшает корневую систему и вследствие этого и ци. И получается, как в китайской пословице: «убить курицу, чтобы добыть яйцо». Возможно, я излишне упрощаю вещи, но есть реальные исследования чая. И неизменное ухудшение ДунДина совпадает с этими изменениями. Как только фермеры начали подрезку деревьев и крайне «уплотнили» плантации в попытках повысить выгоду и не считаясь с чаем, ча ци была потеряна.

Схожий процесс происходит в Юньнани прямо сейчас.

Некоторые юньнаньские фермеры также пытаются делать плантации на плоскогорье и разводят растения черенкованием. Во время этой работы с множеством видов чаев, многие пуэрные крестьяне обнаружили, что чайные почки у пуэров по своей природе различны. И почему почки пуэра различны, неизвестно. Возможно, это из-за комплексного строения самой окружающей среды. Тем не менее, большинство крестьян пришли к заключению, что пуэр намного лучше, когда чайные растения размножаются семенами, а не генетическим разведением и последующим черенкованием. По моему мнению, тоже самое можно сказать про любой сорт чая, или любого растения вообще. Между тем как черенкование других сортов чая еще приемлемо, но я думаю, что и они были бы лучше, если бы размножались семенами. В конце концов, Природа производила деревья этим путем тысячелетиями — задолго до того, как люди начали получать удовольствие от чая.

Новая западная агрокультура делает особое подчеркивание на производительности и эффективности — и фермеры хлопают друг друга по спине, когда урожай становится больше, а периоды роста короче. Тем временем почки мельчают, земля разрушается и ча ци уходит. С другой стороны, в Юньнани еще много чайных деревьев, у которых возраст около ста лет. Они всю жизнь находились под присмотром людей и все еще приносят очень вкусные листья с превосходной ча ци. Хотя производительность этих местностей с достаточно крупными деревьями меньше, но сами листья крупнее. Это высокие деревья полные жизни, полные ци.

Юньнань — это дом тысяч разновидностей растений и животных. Это буйные, полные жизни джунгли, это родина чая. Крупные растения, папоротники, цветы и кустарники возникают и расцветают в период дождей. Многие из них ежегодно умирают и обеспечивают почву естественным удобрением. Плодородность региона — это достаточное доказательство, что земля полна полезных веществ и нет необходимости, чтобы человек туда что-либо добавлял. Если бы кто-то пересадил дерево в Юньнань, то оно бы буйно разрослось, даже не имея никакого плодородного микроклимата. Когда я приехал в Иу и Цзинмай, я обратил внимание, что в хозяйствах между деревьев имеются сорняковые растения. Я уверен, что эта поросль помогает сохранить разнообразие и баланс (веществ) в почве. Я не говорю, что не надо пропалывать чайные сады, но нет нужды в использовании искусственных гербицидных распылителей. Фермеры могут вместо этого только выкорчевывать сорняки и оставлять их разлагаться, производя при этом натуральные удобрения. Уже только это, как бы то ни было, повлияет на размер чайных деревьев. Маленькие кусты не могут конкурировать с сорняками, и поэтому сад должен быть прополот, но крупным деревьям, обнаруженные в Юньнани, не угрожают мелкие сорняки. Напротив, сорняки привлекают насекомых, микробов и другие натуральные аспекты полной экологической системы. Чайные деревья были рождены до того, как человек начал выращивать их, и мое сердце, так же как и мой вкус, говорят мне, что деревья, растущие естественным путем лучше. Возможно, что это правило не подходит ко всем агрокультурным производствам, но, определенно, в чае это к месту. Гербициды, как рассказывал мне один фермер, также влияют на популяцию земляных червей. Я уверен, что тоже делают и некоторые химические удобрения. Удобрения делают листья более крупными, более яркими и все под впечатлением от них, но их действие проходит и вкус уже не так хорош через год или два.

Такие листья хранят в себе остатки препаратов, изготовленнух человеком — пестицидов. Обычно, старые чайные деревья в Юньнани не имеют серьезных проблем с насекомыми. Они их и никогда не имели, в ином случае за тысячи лет они бы и буйно бы не разрослись. Деревья способны выделять защитные вещества, которые снижают количество листьев, уничтоженных насекомыми. Пока экология окружающей среды сбалансирована, листья никогда не будут полностью уничтожены. И если фермерам нужно повышать продуктивность, то есть другие более натуральные методы снижения вредителей, таких как введение насекомоядных (хищных) насекомых, выращивание камфорных деревьев, и друге хорошо известные органические методы. Также, уже упоминалось выше, есть тот факт, что подлесок и другие окружающие деревья помогают остаться в неприкосновенности от насекомых, которые иначе сразу бы поражали чайные листья. В один из моих первых визитов в Юньнань я спросил фермера, использовал ли он пестициды, и он засмеялся, «А где в мире мы получили бы на это деньги?» Но сейчас, с повышением цен на пуэр, некоторые фермеры могут себе позволить начать использовать пестициды, гербициды и удобрения. Бизнесмены наступают также, как они наступали на Тайване в 70-х и 80-х, и продают часто химикаты низкого качества. Многие из них на самом деле повышают продуктивность и выгода растет. Другие фермеры видя это, начинают подражать. Скоро ци земли разрушается от химикатов и чрезмерного употребления. Когда ущерб нанесен, то земле очень трудно восстановиться. Это занимает многие годы.

Местные народности Юньнани знают, что сбалансированная экология — это то, что делает чай особенным. В Цзинмае есть каменный монумент, на котором можно прочесть «унаследованные деньги истратятся, скот могут скосить болезни, но чайный сад — это бесконечный дар, которым могут обладать будущие поколения». Говорят, что этой стеле уже почти тысяча лет. Она показывает, что даже в древние времена местные народы знали, насколько долго заботишься об окружающей среде, то чайные деревья будут продолжать приносить свои дары. Также известно, что чайные деревья, растущие среди камфоры и корицы, с естественными подлеском и органическими удобрениями, таким путем дают натуральную продукцию. Некоторые древние чайные сады даже были заложены в дикой местности и сейчас они восстанавливаются. Будущее становится совершенно неясным, если об этом не заботиться.

На сегодняшний день есть три основных вида хозяйств в Юньнани: большие плантации на плоскогорье, где собирают урожай скопом и чайные кусты всегда остаются маленькими. Во-вторых, есть хозяйства со старыми деревьями, некоторые из которых были когда-то дикими. Они зачастую дают наиболее ценный чайный лист из-за длительного его выращивания. В этих хозяйствах ухаживают и заботятся за чаем теми же методами, как и на больших плантациях. Некоторые из этих методов органические, а некоторые нет. И, наконец, есть хозяйства с деревьями, растущими в натуральной экологии. Есть те, что следуют традиционным путем. Есть фермы, которые производят выдержанные пуэры, такие как Хун Инь (Красная марка, бренд Чжунча) или Лань Инь (Голубая марка, бренд Чжунча), которыми мы сейчас восхищаемся годы спустя. Традиционное хозяйствование предполагает закладку семян прямо в почву, в не черенкование, кусты должны быть рассажены с интервалами — может, более близко во время молодости и пореже, когда они становятся деревьями. Эти хозяйства создаются в лесах на небольших площадях и расширяться могут только медленно и за долгий период времени, но экология в этих хозяйствах может быть всегда соблюдена.

Большая часть того, что делает чай Пуэр таким особенным, и почему так много людей им восхищаются, это то, что он (пуэр) произведен из более крупных, более естественных деревьев. Соблюдение этой традиции — важная часть продолжения пуэра как чая. Если окружающая среда повреждена, качество чая снизится и наступит конец всему. Цена чая в Юньнани еще невысока по сравнению с уровнем тайваньских улунов или даже У И Янь Ча (Утесных чаев из Уишани), которые испытывают схожую с улунами судьбу. Это означает, что время еще есть. Пуэр популярен на Тайване и в Гонконге с некоторого времени, затем распространился не так давно и в Корее. И набирать популярность будут лишь те, кто поймет, что несет ответственность за ведение натурального, органического хозяйствования в Юньнани. Должна быть поднята компетенция потребителей для распознавания качества и обучения их требованию высоких стандартов. Экологические методы хозяйствования начинаются становиться популярными во всем мире, и не только для чая. Сознание потребителей растет и налицо растущая популярность органической бакалеи. Поскольку цены на старые пуэры растут и (пуэрные) блины становятся все выше и выше, все больше тайваньцев начинают быть более внимательными к современной продукции и пытаются помочь развить более чистое, более здоровое хозяйствование, чтобы в ближайшее десятилетие иметь возможность пить чай высокого качества. У чая есть способность улучшать качество нашей жизни как у напитка и как у Дао — и часть его идет через уважение к жизни, и знание о том, как надо жить в гармонии с Землей.

Вселенная такая же живая как и бытие, что направляет эту жизнь. Нанесение вреда ци земли вредит лишь нам самим. Сельское хозяйство, основанное на связи с деревьями является единственным путем, гарантирующим продолжение чая пуэр.

Ча Дао начинается с культуры хозяйствования.

Перевод: Алексей Чураков
Комментарии: Денис Шумаков