Я с удовольствием продолжаю публикацию материалов, подготовленных Николаем Монаховым, причем делаю это хитрым абхазским способом — сначала публикую текс статьи в рассылке, а потом, недельки через две, на сайте — но с картинками.
На самом деле тот текст, который вам предстоит прочесть сегодня, в Интернете уже публиковался — но достаточно давно, и не на нашем сайте. Приятного чтения.
Да, не удивляйтесь тому, что в тексте встречаются немного странные ботанические названия чайного куста. С описанием и классификацией этого растения ботаники путались достаточно долго. И к той точке зрения, что чайный куст — это один вид, имеющий несколько разновидностей, пришли относительно недавно.
СТАРЕЙШИЙ ЧАЙНЫЙ КУСТ КАВКАЗА
Интродукция чайного куста на Кавказе началась в 1842 году. Именно в тогда несколько черенков чайного куста были посажены в Сухумском ботаническом саду.
Время от времени и в Интернете, и в живых околочайных спорах обсуждается вопрос о том, какая страна (из тех, в которых чай не является традиционной культурой) первой начала выращивать чайный куст на своей территории. Считается, что на Цейлон чайный куст завезли в 1824 году, а первую плантацию шотландец Джеймс Тейлор заложил там в 1870 году. В 1834 году была заложена первая чайная плантация в Индонезии, а в 1835 году в Ассаме (Индия). Примерно в это же время был завезен чайный куст и в Абхазию.
Есть особенный колорит в том, чтобы пить, чай приготовленный из листьев, собранных «со столетнего чайного дерева» или «потомков, с тех самых чайных черешков, которые привез с Фудзяня...». Узнав, что в Сухумском ботаническом саду находится прямой потомок «Старейшего Чайного Куста на Кавказе» (термин введен профессором И. Орагвелидзе) я совершил небольшое историческое расследование и, конечно же, навестил сам куст.
Я обнаружил в Сухуми несколько чайных кустов, тайно собрал с них урожай, а затем и приготовил чай (который позже был торжественно распит участниками форума). А в ходе расследования я с удивлением узнал, что первый чайный куст попал на Кавказ из Италии.
ИСТОРИЯ
По инициативе начальника укрепленной черноморской береговой линии генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского (младшего) в 1840 году в Сухуми был устроен так называемый военно-ботанический сад, который впоследствии стал Сухумским ботаническим садом. Ответственным по саду был Сухум-Кальский комендант майор Конийский. Сначала под сад было отведено около десятины земли. Даны черенки растений и семена. В 1841 году к саду были прибавлены еще три десятины. Главным по надзору и уходу за растениями был унтер-офицер линейного батальона Багриновский, который, обучаясь в Вильнском университете, получил некоторые познания в ботанике и садоводстве.
Военное ведомство старалось развести в укрепленных пунктах береговой линии, одним из которых в то время являлся Сухум, плодовые и декоративные растения и пыталось разводить даже овощи. Эти мероприятия преследовали две цели: во-первых, чем-то занять солдат в свободное от военных операций время, во-вторых, обеспечить солдат плодами и овощами.
В задачу Сухумского ботанического сада входило обеспечение таких пунктов семенами и саженцами растений. С этой целью в саду разводили много местных и экзотических прикладных и декоративных растений.
В одной из служебных записок от директора Никитского ботанического сада (Ялта, Крым) Н.Гартвиса инспектору сельского хозяйства Южной России Х.Х.Стевену рассказывается о происхождении чайного куста в Ялте «...на полученном от садовода Burdin из Турина (Италия) нынешней весной чайном кустике в горшке завязались семена; это придает надежду, что Tea Viridis со временем может акклиматизироваться в удобных для нее грунтах и в климатах южных губерний государства подобных южному берегу Крыма, а особенно в Абхазии и Мингрелии, где почва земли и климат при сильных летних жарах довольно сырой и несравненно сырее крымского, должны способствовать росту и развитию сего кустарника…<далее сравнивается климат Японии и Тбилиси>... По намерениям правительства вновь разводимый близ Сухума в Абхазии сад доставит самый лучший случай для опытов введения сей хозяйственной отрасли в этой обширной и плодородной стране».
Проведя опыты по акклиматизации чайного растения, руководство Никитского ботанического сада убедилось, что чай хорошо растет в суглинистых почвах.
По инициативе М.С.Воронцова (наместника Кавказа) несколько корней чайного куста были перенесены в 1842 году из Никитского ботанического сада в Сухумский ботанический сад, а в 1847 году несколько корней чайного куста были направлены в Озургети (Махарадзе, Аджария). В результате хорошего ухода в Сухуми чайное растение прекрасно прижилось.
Позднее Сухумский ботанический сад два раза подвергался опустошению турками в 1853-55 и в 1877-78 годах. Но чайный куст выжил.
В 1884 году тогдашний директор Сухумского сада И. Васильев пишет: старых чайных кустов в саду имеется четыре штуки. Один из сорта Tea Viridis растет в нижней части сада прямо против входа, куда он был пересажен в 1882 году, а три растущие вместе Tea Bohea находятся в средней части над речкой и немного ниже оранжерей...
Профессор Палибин, бывший директор Батумского ботанического сада, пишет, что в 1924 году в Сухумской сельскохозяйственной опытной станции над чайным кустом была произведена операция омоложения.
В следующие периоды чайным кустом занимались А.Субботин, С.Тимофеев, И.Клинген, А.Краснов, которые в своих трудах упоминают старейший чайный куст.
НАШЕ ВРЕМЯ
Чайные кусты мы обнаружили напротив входа в Ботанический сад, в нижней его части, ближе к морю. Всего было три линии чайных кустов, по три куста в каждой. Они были обозначены табличкой «Чай китайский. Thea sinensis L. Theaceae. Китай». Удивило то, что чайные кусты разделяются по сорту. Крайний справа, если стоять спиной к входу обладал листьями, гораздо более округлыми, чем остальные. Если судить по книге «Морфологический состав чая в Грузии» К.Е.Бахтадзе, то, вероятнее всего, это сорт «Кимень», остальные похожи на сорт «Фунчжоу». Молодые чайные флеши были только на крайне правом кусте, на остальных они были аккуратно подрезаны (10 июля 2005 года, примерно за десять дней до третей вегетации).
Мы собрали двухлистные чайные флеши и привезли их в чайный цех.
После бурного обсуждения способа их переработки, мы с главным технологом Романом Гамгия остановились на технологии зеленого чая «Наместник Кавказа», он отличается от технологии производства чая «Друг издалека» более долгой технологической цепочкой.
Чай получился очень пушистым и намного более интенсивно покрытым серебристым ворсом, чем аналог из сорта «Колхида» (который как будто глянцевый). Всего получилось 15 граммов чая.
ЧАЕПИТИЕ
Дегустация этого чая для участников форума состоялась в ныне несуществующем чайном клубе «Улун» в августе 2005 года и обсуждалось вот здесь.