ЦЕЙЛОНСКИЕ БАНКИ
Буквально пару дней назад, в минувший вторник, в одном из магазинов мы с женой обнаружили полку, полностью заставленную немного странными и многояркими жестянками с чаем. При беглом ближайшем рассмотрении оказалось, что банки, выставленные на полку, можно разделить на три группы — по форме. Одна часть банок имела форму острова Цейлон — если, конечно, смотреть на банки сверху. Вторая часть банок, если, опять же смотреть сверху, имела форму чайных листьев, не определившихся пока с тем, где у них начало, а где — конец. Ну то есть в горизонтальном сечении они выглядели, как некая симметричная штуковина, отдаленно напоминающая фигуру Лиссажу, но исполненная, несомненно, по чайно-листовым мотивам. Третья часть банок могла украсить собой любой футуристический секс-шоп — более всего эти жестянки походили на гибрид ракет с фаллоимитаторами-переростками (которые в толщину переросли больше, нежели в длину). Форму эти банки имели вполне себе фаллическую, но венчалась эта форма отделяющейся «боеголовкой».
Пройти мимо всей этой жестяной роскоши было решительно невозможно — и мы углубились в изучение конструкций и надписей. При ближайшем рассмотрении банок все помаленьку стало упорядочиваться.
Во-первых, моментально обнаружилась торговая марка, под которой все это дело продается — Basilur Tea (на одной из первых банок, которую я рассмотрел повнимательнее, название торговой марки сопровождалось сообщением о том, что мы имеем дело с Exclusive Premium Ceylon Tea).
Во-вторых, выяснилось, что чай был упакован в апреле этого года и, если верить маркировке, на самой Шри-Ланке. Подтверждающий факт упаковки на острове логотипчик со львом в маркировке присутствовал. Конечно, при современном развитии печатного дела где угодно, сделать львиную нашлепку не составляет никакого труда — но я как-то привык верить надписям на банке.
В-третьих, эксклюзивным дистрибьютором Basilur Tea в России является ООО «Триумф» (ГК «Тарпан») — тайный смысл двух названий остался для меня загадкой. Забегая вперед, сообщу, что у ООО «Триумф» (ГК «Тарпан») есть сайт, на котором есть страничка, посвященная Basilur Tea — правда очень скучная и совсем без картинок (а напрасно, такую красоту от людей прятать нельзя). И еще более забегая вперед, замечу, что о самом Basilur Tea Гугль не нашел во всем интернете ни одной страницы, не относящейся к России или Белоруссии — что наводит на мысль о том, что Basilur Tea может быть новым брендом, возможно, специально для российского рынка созданным. А может и не быть — на основании результатов поиска можно строить только предположения.
В-четвертых, оказалось, что в банки разной формы упакованы разные коллекции чая: «Остров чая» («островные» банки), «Лист Цейлона» («листовые» банки) и «Цветы и фрукты Цейлона» (ракетно-фаллические банки). Логики коллекции «Остров чая» я не понял — но чай в эти банки упакован самый дорогой. Друг от друга чаи коллекции отличаются стандартом листа и «высокогорностью», всего их шесть сортов, включая один зеленый.
«Лист Цейлона» — это чаи из разных регионов Шри-Ланки: Канди, Нувары Элии, Димбулы, Рухуну и Увы. Ну а «Цветы и фрукты Цейлона» — это коллекция, составленная из гибридов, в каждый их которых входит чистый цейлонский чай (в большой нижней банке) и цейлонский чай, ароматизированный цветами и фруктами (и, наверняка, какими-либо еще ароматизаторами — в «боеголовчатой» верхней банке). И таких гибридов тоже шесть.
Короче говоря, надо было покупать и пробовать. Ароматизированные чаи, несмотря на привлекательную форму банок, из потенциального дегустационного списка были исключены сразу — ну их. «Листовые», из разных регионов, по здравому размышлению, мы тоже пока решили не пробовать — их нужно было покупать все сразу, чтобы пить и сравнивать. А пять причудливых банок с чаем неизвестно качества покупать как-то не хотелось. Одним словом, остановились мы на чае из «островной» коллекции, который назывался Special — «Особый». Существует нестрогая, но закономерность, в соответствии с которой слово Special используется для маркировки цейлонских чаев высокого качества. Вот и решили проверить.
При ближайшем и уже домашнем знакомстве с «островной» банкой сама жестянка разочаровала. Для хранения чая россыпью она не годится — из-за неплотной крышки. Впрочем, родной чай в жестянке лежал в фольговом пакете, а после выпивания чая банку совсем не обязательно проводить по чайному департаменту — можно, например, наковырять в ней дырок и возить в ней на рыбалку червяков. Или хранить фамильные драгоценности. Кроме чая в банке оказалась еще памятка-«раскладушка» с информацией по всем чаям торговой марки.
К вящему нашему удовольствию, «баночное» разочарование было последним. После вскрытия фольгового пакета все эмоции, сопровождающие знакомство с чаем, были исключительно положительными.
Среднелистовой черный чай, благородного чуть тусклого цвета, немного типсатый, с чаинками очень красивой формы, упругий. Очень душистой, с тем классическим цейлонским ароматом, который, вообще-то, должен присутствовать в цейлонском чае непременно — но в нашей магазинно-чайной реальности встречается чрезвычайно редкой. Настой с явными оранжевыми тонами, причем эта оранжевость, в зависимости от того, насколько крепко заварен чай, может быть или темно-апельсиновой, или почти черной («такой оранжевый, что почти черный» — надо запомнить это емкое определение). Аромат настоя — насыщенный и мягкий, с заметной приятной горчинкой (иначе мне эту ноту не назвать), которая, безусловно, родственна аналогичной горчинке в аромате кожуры цитрусовых, только совсем не такая интенсивная.
И, самое главное, вкус. Вкус — правильный. Со вкусами цейлонского чая в России, вообще-то, полный швах. Для меня характерной чертой во вкусе цейлонского чая является приятная горечь. Именно горечь и именно приятная. Практически все цейлонские чаи, представленные на нашем рынке, или неприятно горькие (и это невкусно) или совсем не горькие (а это — бессмысленно). А у этого «Особого Базилура» горечь оказалась именно приятной. Если, конечно, его не заваривать слишком крепко — но это естественное ограничение для цейлонских чаев.
Короче говоря, почти истерический и очень ироничный интерес к этому чаю в самом начале знакомства сменился на интерес предметный и внимательный по мере сближения с чаем. В своем классе Basilur Tea Special — просто отличный чай. Буду теперь пробовать и другие «базилурские» сорта. Если хотя бы четверть из них окажутся приличными, то Basilur Tea можно будет смело записывать в достойнее внимания торговые марки. И даже попугайно-фаллический дизайн банок из разряда недоразумений можно будет перевести в разряд оригинальных маркетинговых находок.
МАГАЗИННЫЕ ЧАЙНЫЕ ЛАКОМСТВА. ДОБАВКИ
В позапрошлом выпуске рассылки я начал перечислять приличные чайные лакомства, которые можно приобрести в магазинах готовыми и немедленно пустить в дело. Сегодня немного пополню начатый пару недель назад список.
Варенья и джемы «Ратибор» и Nayan (нормальные, не диетические). Только надо смотреть состав, чтобы безо всякой там дряни были — но таких варений (без дряни) в ассортименте этих марок достаточно много.
Десертные сухарики «Хлебный Дом» (у нас продаются практически повсеместно) — те, что с шоколадом. Есть еще с фундуком, но они хуже. Да, и лучше выбирать те пачки, где сухарики порумянее. Печенье «Московские хлебцы» — белорусское, фабрики «Спартак». Вкусное очень, но видел его только в одном месте — в Москве, в чайном магазине на Мясницкой, 19. Профитроли маленькие без начинки, соленые, слоеные — их производят некоторые украинские компании, последний раз я их ел в Мариполе (все российские, что я пробовал, не подходят). Бесподобная штука.