чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 405 (31.01.08). д. шумаков

МУГИЧА
Она же (скорее даже «он же») — мугитя, он же — Barley Tea.

Начну с фразы, полностью аналогичной фразе присутствовавшей в прошлом выпуске рассылки. Среди прочих чаев великодушно переданным мне питерским «Целым Миром» оказался один масштабный пакет. Весом в 180 граммов и плотно набитый масштабными же фильтр-пакетами по 15 граммов в каждом. Каждый из этих фильтр-пакетов источал ностальгический аромат, который, пребывая в романтическом настроении, можно было бы назвать кофейно-табачным. А если пребывать в каком-либо другом настроении (какое-либо другое настроение от этого аромата случается чаще), то его нужно назвать ароматом кофейных суррогатов типа «Колос», «Кубань» и «Летний» — если эти названия вам о чем-либо говорят.

Никакой ошибки в аналогии с распространенными в недалеком прошлом кофезаменителями не будет — мугича изготавливается из обжаренного ячменя или обжаренной же пшеницы, причем нам в руки попал именно ячменный вариант, максимально близкий к отечественной кулинарно-пионерлагерной традиции.

Судя по доходящей до меня время от времени информации, мугича в Японии в настоящее время весьма и весьма популярен — его заваривает в горячей воде или настаивают в холодной и потом пьют, причем очевидцы утверждают, что и по вкусу эта штука напоминает все те же кофейные суррогаты. А еще мугича каким-то хитрым образом полезен для здоровья (разжижает кровь — это то, что мне удалось найти навскидку, внимательно вопрос влияния ячменного напитка на здоровье я не прорабатывал) и совсем не содержит кофеина (что естественно — откуда ему взяться-то в ячмене). Конечно, эта самая полезность в совокупности с бескофеинистостью добавляет мугиче популярности. Но совсем не добавляет ей приятности.

Больше я о мугиче не знаю ничего — ну вот разве что вспоминается прошлогодняя романтическая история с крушением транспорта, груженого бутилированным мугичей, у берегов Тайваня. Щедрое море выбросило значительную часть груза на один из тайваньских пляжей — на радость детворе. Но эта история (с хорошим коном, там никто не пострадал), как вы сами понимаете, к сути мугичи никакого отношения не имеет.

И теперь у нас остался только один способ познать мугичу — самый простой. Но мы так и не решились пока испытать этот напиток на себе. Нюхаем пакетики и обратно в упаковку засовываем. Потому что (из моих предшествующих рассуждений это совсем не очевидно) пахнет он отвратительно.

Если мы вдруг когда-либо решимся на смелый эксперимент, то о результатах сообщу.

ТРИ СЕЗОНА
2007 год оказался для нас очень удачным в «дарджилинговском» плане — мы (следующую часть фразы надо читать серьезным и солидным голосом) сменили концепцию приобретения этого чая и предпочли крупным компаниям небольшого поставщика, продающего чай по самому правильному чайно-торговому принципу: «Как для себя».

К крупным компаниям (Whittard of Chelsea, L’Art du the, Golden Tips, Les Palais Des Thes), у которых нам доводилось покупать хорошие дарджилинги, никаких претензий нет. Качество чая достойное и стабильное, цены — вполне приемлемые. Возникали разные проблемы с доставкой чая в Россию из разных других стран, но, так или иначе, эти проблемы решались, добавляя процессу добычи чая приятный приключенческий элемент.

Просто в какой-то момент стабильность этих магазинов надоела — ну, посудите сами, у того же Виттарда ассортимент плантационных дарджилингов практически никак не менялся на протяжении всего того времени, что мы наблюдаем за этим магазином. Tukdah и Badamtam — хорошие плантации и там делают хороший чай, но не четыре же года подряд его пить! Тем более что сравнивать урожаи разных лет между собой не особенно получается, год хранения — это очень много для чая. И объективно сопоставить Tukdah FF 2006 и Tukdah FF 2007 нет никакой возможности — разве что по внешнему виду, запечатленному на многочисленных и тщательных фотографиях.

Сюрпризы же, которые преподносили крупные компании, получались чаще всего неприятными — потому что бывали, как правило, связаны с тем, что понравившийся чай пропадал из ассортимента.

Короче говоря, крупные компании способны обеспечить вполне надежный дарджилинговый тыл — но для того, чтобы была возможность постоянно получать новые впечатления, нужно было найти другой канал для приобретения дарджилингов. Лобовые попытки наладить прямые контакты с плантациями успехом не увенчались — там не очень жалуют одиночек, одиночество которых не компенсируется при этом солидными финансовыми возможностями и готовностью покупать сколько-либо значительные партии чая.

Однако наметившаяся уже было проблема разрешилась легко и просто — знакомством с незамысловатым магазином Darjeeling Tea. C его простым, как швабра, дизайном, не всегда грузящимися фотографиями, весьма небольшим ассортиментом (сейчас в нем, например, всего девять позиций) и просто отменным чаем.

Весь 2007 годы мы пили дарджилинги из этого магазина — первый сбор, второй сбор и осенний сбор. Это был, наверное, первый год в нашей чайной практике, когда мы достаточно быстро получали чаи свежих урожаев и могли попробовать чаи всех основных дарджилиговских сезонов.

Совершенно спокойными были чаи второго сбора — в общем-то, при хорошем первом сборе (качество которого почти полностью определяется зимней погодой) сбор второй, как правило, получается простым и незамысловатым. Так и было — крепкие добротные дарджилинги без особых изысков, можно даже сказать, на каждый день.

А вот среди весенних и осенних чаев были просто прекрасные.

Весной был Darleeling Castleton First Flash 2007 (здесь он во всех видах). Легкий и изящный чай, «цветовую» принадлежность которого я, например, определить затрудняюсь. Впрочем, с дарджилингами, особенно высокосортными, такое случается часто. Формально они являются черными чаями — но эта «чернота» вызывает массу вопросов и сомнений. Я надеюсь с этой путаницей когда-либо разобраться, а сейчас важно не это.

Важно то, что этот самый пушистый Castleton соединил в себе вещи почти несоединимые — приятную сухость, пыльность и травяную лимонность в аромате сухой заварки, насыщенную фруктовость в аромате настоя, глубину и полноту в совершенно нетерпком вкусе (обычно, кстати, отсутствие терпкости в дарджилингах меня разочаровывает — но данный чай оказался исключением, глубина фруктового вкуса, удачно перекликающаяся с ароматом, терпкость отлично заменила). Ну и послевкусие, положенное правильному и хорошему чаю, было на месте.

А осенью, то есть совсем недавно, появился Darjeeling Singbulli AF 2007 (он — вот здесь). C потрясающим, терпко-цветочно-древесным ароматом сухой заварки, добротным насыщенным вкусом со все теми же цветочными нотами и постепенно проявляющейся нотой медовой. И с просто потрясающим «последействием». Причем даже не с послевусием — оно достаточно предсказуемое, хоть и очень приятное — а с другим последействием.

Аромат спитой заварки и аромат пустой остывшей чашки — это что-то особенное. Вот знаете, есть такая парфюмерная тема, «свежее-водная». Это когда в аромате доминирует влажная свежесть, типа огуречной, что ли. В пустой холодной чашке и спитой заварке Singbulli есть эта же нота — только, конечно, не такая настырная, как в парфюме.

Возникает фантастическое ощущение, что из-за аромата чая вылезает аромат той воды, на которой он был заварен — только очень-очень облагороженный, смягченный, освеженный и усиленный.

Сидишь, нюхаешь и радуешься.

Денис Шумаков