LIPTON
Около года назад у меня завязались контакты с пресс-службой чая «Липтон». Мы обменялись несколькими письмами, я задал кое-какие вопросы, получил на них ответы, собрался их опубликовать — а потом (в очередном приступе благородной рассеянности, конечно) просто забыл. Сегодня исправляюсь.
Безусловно, любая крупная чайная компания в значительно большей степени занимается бизнесом (снижением издержек, маркетингом, внедрением систем контроля качества, стандартами ISO и т.п. — ряд бизнес-мантр можете продолжить самостоятельно), нежели чаем. Безусловно, на этом основании к крупным чайным компаниям можно относиться как минимум, с иронией, как максимум — с презрением. Ну или просто их игнорировать, создав вокруг себя «бамбуковую рощу» проверенных поставщиков очень хорошего чая (очень хорошего чая никогда не бывает много — так что крупный чайный бизнес таким чаем занимается достаточно редко).
Но это все будет неправильно. Я не буду сейчас собирать в кучу аргументы, доказывающие целесообразность знакомства с тем, как устроен крупный чайный бизнес — давайте считать, что мне лично это просто очень интересно. Так что на контакт с «Липтоном» я пошел с живейшим любопытством.
На самом деле, мой интерес именно к «Липтону» был более чем предметным. Во-первых, «Липтон» имеет непосредственное отношение к чайной истории Великобритании конца XIX — первой половины XX века. На мой взгляд, именно в этот период сформировалась чайная индустрия в современном смысле этого слова — а Lipton и Brook Bond (в бытность свою еще не торговыми марками, принадлежащими концерну Unilever, полноценными компаниями, причем компаниями конкурирующими), в формировании этой самой индустрии приняли непосредственное участие. Так что любая информация, касающаяся компании и марки Lipton за означенный выше период, меня интересует очень сильно.
Во-вторых, я до сих пор чрезвычайно слабо представляю себе весь жизненный цикл современного массового чая. Ну то есть в принципе, конечно, представляю (экологически чистые плантации, нежнейший сбор лучших листочков, тщательная обработка, купажирование для создания лучшего вкуса и прочая «бла-бла-бла» из любого рекламного проспекта) — но хочется деталей, причем мелких, в которых, как известно, самый бес. С точки зрения подробной информации о жизни чая от плантации до чашки «Липтон» является идеальной маркой, потому что кроме всего прочего, владеет собственными плантациями.
Короче говоря, именно с вопросами по истории чая и по технологии его производства я и обратился в пресс-службу «Липтон». Не особенно надеясь на подробный и содержательный ответ — потому что по первой теме (исторической) в России информации просто нет, а поднимать английские архивы дорого, а значительная часть информации по второй теме (технологической) может быть не предназначена для публикации.
Ответ пресс-службы, однако, превзошел мои ожидания и оказался весьма интересным. Я приведу из него некоторые выдержки, наиболее, на мой взгляд, любопытные — с небольшими комментариями.
«листья для чая Lipton Yellow Label собирают преимущественно в экваториальных странах: Индии, Индонезии, Кении, Танзании, Аргентины, Цейлона и т.д.» Уже и без расшифровки «и т.д.» круто. География, даже если она не полная, впечатляет.
Следующая порция информации, начавшись банальными цифрами, в финале содержала принципиально новую для меня информацию.
«Опытный работник способен собрать до 35 кг чайных листьев в день, что соответствует 8 кг или 4 000 пакетикам готового черного чая. Интересно, что размер плантации и количество сборщиков рассчитаны таким образом, чтобы процесс сбора был непрерывным — пройдя все поле, работники начинают все сначала на тех участках, где уже подрос новый урожай».
«Непрерывные» плантации — это чрезвычайно интересно. Я, почему-то, сразу вспомнил о каком-то американском мосте, который постоянно красит бригада маляров — когда они добираются до конца моста, сначала его снова нужно красить. И здесь похожая история. Я сильно сомневаюсь, что собираемый таким образом чай будет обладать изысканным вкусом — но «Липтон» и не ставит перед собой такой задачи, у него другая фишка. А решение с постоянным сбором, безусловно, технологично. Да, кстати, вряд ли такой способ сбора используется на всех плантациях, «обслуживающих» «Липтон». Ну и, конечно, значительная часть чая, который используется для создания липтоновских купажей, закупается на стороне.
И, наконец, последний фрагмент письма, выдержанный, безусловно, в приподнято-рекламном тоне, но информативный и интересный.
«Чтобы создать требуемый купаж, различные сорта чая закупаются на чайных аукционах: сначала в виде небольших образцов, сэмплов, а потом, после того как с ними ознакомятся специалисты-титестеры — уже крупными партиями. Так, при закупке компонентов для купажа Lipton Yellow Label Tea в течение недели титестеры пробуют и оценивают свыше 10 000 различных сортов, оперируя при этом более чем 500 понятиями для описания вкусовых и ароматических нюансов!
Только после этого происходит таинство рождения купажа — собственно, того чая, который мы завариваем и с удовольствием пьем. Например, в купаж Lipton Yellow Label Tea входят свыше 30 лучших сортов чая со всего мира — как выращенных на собственных плантациях компании, так и закупленных на ведущих чайных аукционах. Кенийский гранулированный сорт дает чаю крепость и быстрое заваривание, кенийский селекционный — вкус и яркость, листовой с Явы — утонченные цветочные нотки, а высокогорный цейлонский листовой — аромат. Мастера купажирования в определенных пропорциях смешивают близкие по размеру грейды чая разных сортов, каждый раз добиваясь неизменного сочетания глубокого вкуса и изысканного аромата, полюбившегося миллионам ценителей благородного напитка».
Информацию о лучших сортах чая со всего мира, конечно, лучше игнорировать, тем более, что «лучшесть» — характеристика весьма субъективная и ситуативная. А вот другие детали любопытны. Во-первых, озвучен принцип создания купажей — «по свойствам», а не «по цене» (хотя, полагаю, этот фактор тоже играет существенную роль). Во-вторых, стразу становится ясно, что работа титетсера — вредная и суровая (не даром в прошлом титестерам оплачивался своего рода санаторный отдых, в котором они обычно нуждались после интенсивной работы «в сезон»). В-третьих, резко возникает желание познакомиться со списком используемых для описания чая при тестировании терминов.
Вот так вот. Я благодарю пресс-службу «Липтона» и Надежду Кузнецову за интересное общение. Если оно будет продолжаться и будет столь же результативным — непременно информацией поделюсь.
БИБЛИОТЕКА ЗЕЛЕНОГО ЧАЯ
Просто ссылка на импортный сайт, посвященный зеленому чаю и, в первую очередь, разнообразным его целебным свойствам. Пожалуйте.
ДЕГУСТАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На нашем чайном форуме продолжается дегустация красных (черных) чаев из четырех китайских провинций (Цзянсу, Гуандун, Гуанси, Фуцзянь) — и, на мой взгляд, результаты в ходе этой дегустации получаются весьма любопытными. Я понимаю, конечно, что читать о вкусе и аромате чая вместо того, чтобы его пробовать — занятие несколько противоестественное. Но интересное — попробуйте.