ПУЭРНЫЕ ХРОНИКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
На днях мне посоветовали зайти в один московский магазинчик, торгующий развесными кофе и чаем. В этой лавке, вообще-то, существует довольно-таки стандартный ассортимент «одеколонных» чаев, которые популярны у большой массы хозяек и офисных сотрудников столицы. Надин, Русская чайная компания и Форсман — эти слова знакомы многим, являясь сердцем «классического» (в обывательском смысле) предложения чайного ассортимента.
Сначала я подумал, что мои знакомые, посоветовавшие заглянуть в цитадель ароматизированных чаев-кофеев, неадекватно относятся к окружающей реальности после какой-нибудь чрезмерной дозы ЖеньшеньУлуна. Но выяснилось, что в магазинчике появился новый, неизвестный там доселе товар — пуэр. И не рассыпной с ароматом ванили (такое предложение давно стало нормой для компаний, торгующих ароматизированными чаями), а прессованный в блинах по 357 грамм. Продаются они поштучно, и принадлежат к одной из дешевых линеек Мэнхайского завода.
Люди, знающие историю пуэров, поймут, что это такое — увидеть россыпь мэнхайских блинов в месте, где их, вроде бы, никогда и не должно было быть. Понятно, что бумагу, которой обертывают блин и где проставлены сведения о заводе, можно, при большом желании, использовать и для чайных блинов, которые не имеют никакого отношения к старым и проверенным производствам, но я пока не рассматриваю эту возможность. Главное — что в повседневный чаеторговый мир начинают прорываться нестандартные предложения по умеренным ценам. Те же мэнхайские блины в продаже обычного чайного магазина — это пока нонсенс, но как долго осталось ждать того момента, когда в каждом продовольственном магазине будут продаваться хайваньские, мэнхайские, сягуаньские и прочие чаи? И будет ли это благом для любителей чая?
Конечно, хорошо, что компания «Монтероссо» выставила на продажу в вышеозначенном магазине приобретенные в Китае блины с лейблами Мэнхая, каждый из которых стоит в московской рознице от 600 до 1200 рублей. Плохо то, что ни продавцы не готовы к такого рода ассортименту (ну что, как вы думаете, может рассказать продавец простого чайного магазина о пуэрах, да еще в прессованном виде, да еще из Мэнхая, кроме упоминаний земли, подвалов, могил, кладбищ, сроков хранения и черносливовости-ореховости-медовости-чернозема в аромате-вкусе-виде-родословной-метрике-ценнике и прочее?), ни покупатели, которым фраза «прессованный чай» в лучшем случае навевает воспоминания о Грузии, Калмыкии, Бурятии и бабушках с дедушками в окружении тотального дефицита. И это не говоря уже о том, что целый блин весом 357 грамм — это стратегическая покупка, которая не сравнится с 50- или даже 100-граммовым пакетиком «одеколона». С этим блином предстоит делить тягости, невзгоды, радости и задушевные «кухонные» беседы на протяжении как минимум месяцев трех, не меньше (да и трех-то лишь в том случае, если пить этот чай часто, а не сразу же после покупки забросить его на бакалейную полку с крупами на кухне, где он пролежит до следующей генеральной уборки квартиры).
Тем не менее, на мой взгляд, при возникающих проблемах и коллизиях, тенденция прорыва на рынок в разных ипостасях не просто каких-либо зарекомендовавших себя сортов чая, а брендов, когда в описании чая с гордостью указывается о заводе или чайном хозяйстве, «отмеченном многими наградами», является положительной. Если до недавнего времени те же пуэры в ассортименте можно было купить лишь в нескольких местах (нескольких — это если считать по всему пространству бывшего СССР), то сейчас любой заштатный чайный отдел в продуктовом магазине может таить в себе загадку и открытие для чаемана. И если загадку можно и не захотеть разгадывать, то уж открытие новых рубежей розничных цен происходит, и очень активно.
Несколько лет назад один уважаемый и авторитетный экономический журнал вышел с тематической статьей о чайном бизнесе. Автор статьи утверждал, что различные специализированные клубы чайной культуры и компании, торгующие эксклюзивными сортами в том числе и китайского чая, зарабатывают до 400 % за счет безумных накруток и ценовых предложений. Дескать, закупка чая в Китае не требует серьезных финансовых вложений, при этом наценка в Москве может достигать заоблачных размеров (говорилось о случаях, когда товар мог повыситься в цене в 8-10 раз). При этом, сколько-нибудь глубоких специализаций у компаний на тот момент не было: большинство торговцев продавало стандартную линейку из различных наименований, не утруждая себя более пристальным вниманием к каким-то отдельным темам и чаям.
Рынок развивается. Люди постепенно начинают обращать внимание на происхождение чая, а не только на название и легендарные сведения о туманных дымках над горными плантациями. Постепенно появились специализированные торговцы, которые выбрали лишь определенный сегмент чайного предложения, но стали предоставлять намного больше информации о нем по сравнению с другими продавцами.
Такими специализированными торговцами стали «Бирюзовый чай» (компания, которая уже 5 лет занимается не только продажами, но и детальным изучением различных сторон культуры тайваньского чая), «Азиатъ» (магазин, появившийся с легкой руки основателя сообщества «Пуэр.Ру» и продающий линейку пуэров нескольких интересных производств — Хайваня, Цзинлуна, Дадугана), «Лао-Ча» (интернет-магазин, основным кредо которого стала также культура чая пуэр), «Дарджилинг-Ти» (интернет-площадка, торгующая только дарджилингом). Не отстают от них и старые участники рынка. Например, Клуб чайной культуры в саду «Эрмитаж» уже несколько лет пропагандирует чаи из региона ЦзюньШань (где собирается самый известный в российской чайной среде желтый чай ЦзюньШаньИньЧжэнь). А из последних инноваций в специализациях стало решение нового московского клуба «Чай на Таганке» ввести в продажу целую линейку пуэров Хайваньского чайного завода.
При этом клуб решил не использовать традиционные уровни цен на чай, действующие в московских магазинах при чайных клубах, а заняться откровенным и похвальным демпингом. Блины шу-пуэра прошлого года продаются клубом от 650 до 1700 рублей за штуку, что является, на сегодняшний день, наиболее низким ценовым предложением хайваньцев (да и в принципе брендированных пуэров) от проверенного поставщика (все-таки, существующее реноме закупщиков «Чая на Таганке» позволяет говорить о том, что откровенную лажу за баснословные деньги они продавать не будут — статус и возможные репутационные издержки не позволят пойти на это).
Правда, пока большинство сотрудников клуба не очень сильно разбирается в новинках, и не имеет такого опыта изучения пуэров и той стпени знаний в «пуэрных» вопросах, какими обладают, например, в «Азиарте» и «Лао-Ча». Да и предложение «готовых» пуэров прошлого года выпуска — это уже недостаточное основание для придания месту статуса «пуэрного» и влияющего на общие тренды в отдельно взятом чайном сегменте. Но тенденция продолжается: традиционные игроки на чайном рынке начинают изменять стратегии поведения и предложения. И это хорошо. Лишь бы это приводило не только к снижению цен и увеличению выбора, но и не умаляло достигнутого уровня знаний о чае.