ФЕНИКСЫ
Несколько дней назад мы опубликовании на нашем сайте новую статью Алексея Чуракова («Целый Мир», Санкт-Петербург), посвященную его путешествию с компании с широко известным в нешироких чайных кругах Админом Мо (Пуэр.ру и Азиатъ, Москва) по Юннани. Целью этого путешествия был поиск хорошего красного (черного) чая. Цель эта была достигнута, а побочным результатом экспедиции стала статья «Там, где торжествуют фениксы». Очень тихая и лиричная.
«Чуть отъехав от города, на ленте горной дороги, Админ вдруг попросил таксиста остановиться. Вылезли и встали завороженные зрелищем необычайной красоты. Клочья облаков неслись прямо над нашими головами, желто-песчаные склоны гор с зелеными прожилками, объятые изморосью, стекали вниз, но в тоже время были мощны и непоколебимы, и переходили в рисовые поля, залитые водой стального цвета. Зрелище было настолько фантастическое, что мы с Админом долго стояли на краю дороги, а таксист стоял, полуоблокотившись на машину, усмехался и тихонько покуривал, но сам был тоже не в силах оторвать глаз.
Воздух был теплый, влажный, наполненный ароматами только что распаханного чернозема, коровьего хлева, свежести цветущий растений и одновременно чуть спертый. В нем можно было также уловить и вкусный запах заготовленного сена, когда приоткрываешь дверь в сеновал, ржаного хлеба, что продавался в моем детстве по 9 копеек, и запах множества других хороших воспоминаний моей жизни, которые вдруг всплыли и заполонили меня. Судя по долгому стоянию и молчанию, с Админом и таксистом происходило что-то похожее».
Это почти самый конец статьи. Целиком и с картинками ее можно прочесть вот здесь. Не откажите себе в удовольствии.
КСТАТИ
Помимо упомянутых уже и достаточно хорошо известных сайтов Пуэр.ру и Азиатъ, Админ Мо ведет еще один чайный проект — TeaNOTES. Совсем небольшой, немного недозаполненный — но содержащий уже точную, емкую и весьма редкую информацию по некоторым чайным вопросам.
БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ
Завершившееся недавно наше с Сергеем Хорольским («Бирюзовый чай», Москва) путешествие на Тайвань с чайной точки зрения можно назвать «характерным тайваньским». Мы, в основном, работали с традиционными для острова чаями — улунами и цельнолистовыми красными (черными) — даже если добывали их из не совсем традиционных мест.
Но среди традиционных чаев, привезенных мною в итоге с острова, оказалось и несколько исключений, из которых одно можно назвать самым исключительным. Это белый чай от «Пушистой Белки» — небольшого чайного хозяйства, занимающегося активными и небезуспешными экспериментами с разными видами чая. С чаями «Пушистой Белки» мне уже доводилось сталкиваться, и, большей частью, результатами этих столкновений я оставался доволен. В нескольких особо экспериментальных случаях у «Белки» получались чаи, коллекционная и опытная ценность которых существенно превышала их потребительские качества — но в большинстве других случаев «Пушистые» чаи были очень хороши.
Белый чай, конечно, не является мэйнстримом ни для Тайваня в целом, ни для «Пушистой Белки» в частности — но при этом, хоть и в небольших количествах, производится и на всем острове, и на одной отдельно взятой его ферме.
Чай изготовлен из флешей — то есть формой чаинок он скорее напоминает Бай Му Дань, нежели Бай Хао Инь Чжень (который изготавливается только из почек — подробнее обо всем об этом можно почитать, например, вот здесь). Но только напоминает — «Белый и пушистый» более убористый (или, если хотите, более «компактный») и выполнен совсем в другой цветовой гамме — в темно-светло-зелено-серебристо-коричневой с доминантой темных фракций. Более всего он напоминает хороший «олдскульный» дарджилинг — то есть такой дарджилинг, который уберегся от установившейся уже моды на светло-зеленые чаинки.
Но напоминает только внешним видом. Ароматом и вкусом он, конечно, от дарджилингов категорически отличается. В аромате сухой заварки — очень сдержанном и приятном — четко прослеживаются сенно-цитрусовые и орхидеевые ноты (за последнее определеннее зуба не дам, орхидеи нюхаю не часто, но почему-то захотелось употребить это слово).
Аромат настоя, как и положено аромату настоя белого чая, нежный. И в нем, на самом деле, можно уловить намеки на аромат свежего чайного листа — но только намеки, все-таки ароматы совсем разные.
Цвет настоя тоже характерный — зеленовато-желтый, мягкий, при определенном освещении в нем могут появляться розовые оттенки. По мере проливки чая (чай, кстати, не очень стойкий к проливкам — но назвать это недостатком вряд ли можно) из настоя уходят все оттенки, кроме зеленого.
Вкус легкий, теплый, самую малость маслянистый, с легкими медовыми нотами — но они не медово-сладкие, а медово, если так можно выразиться, терпкие. Послевкусие деликатное, чуть суховатое и очень долгое.
Отличный чай. Вот он, всеми способами.
ЗОЛОТЫЕ БАНКИ
Ну и на закуску еще о двух чаях, вот об этом ассаме (Assam Dicom) и вот об этом дарджилинге (Darjeeling Okayti Treasure) из неадекватно дорогого и весьма знаменитого английского магазина Harrods.
C Хэрродсовским чаем я имел дело всего один раз — уже улетая в 2004 году из Англии, мы с женой купили картонку с каким-то юбилейный фирменным купажом. Купаж был совершенно обычным и никаких особенных эмоций не вызвал.
Новое знакомство с чаями Harrods было произведено по исключительно рациональной причине — нам понравились заглавные чайные баночки компании: все из себя круглые и блестящие. Осознав, что тягу к баночкам нам не преодолеть и что заказ неизбежен, мы решили заказать уж и самые дорогие чаи — чтобы сразу все для себя решить с чаями Harrods.
Баночки, конечно, роскошные. Хотя и немного противоестественные — участники прошедшего не так давно ЛетоЧая имели возможность рассмотреть их подробно и тоже эту противоестественность подметили. Во-первых, у них неочевидная крышка — она маленькая, а совсем не по диаметру банки, как это часто бывает. Во-вторых, эти банки предназначены для установки одна на другую — и поэтому со стороны дна каждая банка является масштабно впуклой, чтобы легко и надежно надеваться на масштабную выпуклость сверху. Из-за таких конструктивных сложностей внутренний объем банок существенно меньше, чем ожидаешь и, кроме того, имеет причудливую форму, заставляющую вспомнить гашековскую сентенцию о том, что все эстеты имеют нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Короче говоря, от банок мне было много счастья. А вот от чая счастья было в два раза меньше. Ассам скучный, несмотря на симпатичный внешний вид (вот здесь он во всех подробностях). А вот дарджилинг интересный. Нельзя сказать, что он очень хороший, но он сделан в добротном старом стиле (то есть он как раз такой «олдскульный», как подразумевалось в описании «пушистого» белого чая): насыщенный, терпкий — и при этом очень свежий и цветочный.
Хороший чай. Вот он.
Дим, спасибо!