чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 437 (11.09.08). д. шумаков

Сегодняшний выпуск рассылки у меня получился коротким (очень много работы, извините) и он скорее является набором зарисовок из провинциальной жизни, нежели рассказом о чае.

СЛУЧАЙНО ПОЛУЧИЛОСЬ
В минувшие выходные в мои чуткие руки попал чай «Черная магия» от «Русской чайной компании». Попал, в общем-то, случайно — с гостившим в Пскове Алексеем Чураковым мы заглянули в новый псковский чайный магазин со странным названием «ЧАЙниKOFF», магазином разочаровались (целый магазин «эрчекашного» чая — это, все-таки, немножко скучновато), но чаю купили. В качестве небольшой компенсации за дурацкие вопросы, которыми мы донимали продавщиц.

Вообще (это такое нелирическое отступление) чайная торговля в Пскове немножко жалостливая. Для меня ее символом стал «эрчекашный» же отдел в одном из крупных псковских магазинов, из которого как-то совершенно потрясенными вернулись мои друзья.

Отдел этот оформлен в виде небольшого домика-киоска и расположен посреди торгового зала — стандартный такой формат. В домике-киоске, среди чаев, коробок и посуды, сидит одинокая продавщица. В день описываемых событий она сидела не просто так — она читала книжку. И когда мои друзья (подчеркнуто, можно сказать даже душевно вежливые — такими бывают только настоящие романтические рок-музыканты) остановились у прилавка с явным намерением приобрести чай и произнесли что-то призывно-вежливое, продавщица подняла от книги заплаканные глаза и произнесла великолепное: «Погодите, я дочитаю»...

Самый большой магазин в городе. Люди снуют, суета, торговля. А в самом его центре стоит лубочный восточный домик, в котором, немного укрывшись за банками с чаем, немолодая уже женщина читает книгу и плачет.

... Мои друзья не просто ушли просветленными. Они, извините, отвалили просветленными, если такое, конечно, вообще возможно. А для меня эта история стала своеобразным символом провинциальной чайной торговли. Ну и волшебной силы искусства, конечно.

В минувшие выходные жалостливость захлестнула псковскую чаеторговлю по полной программе. На первом этаже одного из жилых домов мои знакомые открыли два чайных магазина. Рядом. В одном чай дорогой, в другом — массовый. Двери рядом, вывески похожи, компания одна и склад один. Первый из магазинов работает уже давно, второй месяц как открылся.

А в субботу домоуправление решило проверить, хорошо ли побежит вода по батареям с началом отопительного сезона. А незадолго до этого мудрого решения жители одной из квартир, расположенной над магазинами, решили поменять батареи. И, как это обычно бывает, старые снять успели, а новые поставить — не совсем. То есть совсем не. И дырки не заделали. Но домоуправление предупредили. А домоуправление забыло. Про дырки. И устроило проверку.

Когда мы пришли проведать два чайных магазина (один из которых, повторюсь, совсем новый и даже начал торговать редкими для Пскова Тифортами и Виттардами) воды в них уже не было. Но был великолепный аромат сырой извести. И были жалостливые продавщицы, которые с почти заплаканными глазами протирали ценники.

Мы с Алексеем тоже опечалились и поехали утешиться в другой свежеоткрывшийся магазин. А там — целый магазин «эрчики». Не утешились, но чаю купили.

Повторюсь — называется он «Черная магия», этикетка сообщает о том, что это «Черный чай, скрученный в форме спирали из провинции Юннань. Чай производится из первого листа и верхней типсы, скручивается и собирается ручным способом». Меня сильно взволновали два вопроса.

Первый — что это за такая хитрая форма «спирали из провинции Юннань»? Архимедову спираль знаю. О спирали Корню, равно как и о спиралях гиперболической и логарифмической слышал что-то. А про спираль из провинции Юннань — никогда.

Второй — что это за технология такая, при которой чай сначала скручивается, а потом собирается? То есть представить я себе это могу — вдоль кустов ходят особенные девственницы и тонкими пальчиками скручивают первый лист и верхнюю типсу. А через некоторое время уже другие специальные девственницы эти скрученные верхнюю типсу и первый лист срывают для дальнейшей обработки. Но мне такой подход кажется несколько сложноватым, да и чай, исполненный по такой технологии, должен стоить отнюдь не 55 рублей за 50 граммов...

В этом месте, конечно, надо бы перестать ёрничать и написать о чае что-либо существенное, но проблема в том, что написать о нем нечего. Обычный черный чай. Своих денег не стоит. Спокойный, но не очень яркий аромат с намеками на традиционную юннаньскую сухость и медовость — но намеками скорее на то, что эти сухость и медовость в чае когда-то были (или могут быть). И не более того.

Вкус плоский. С сахаром и по утрам, впрочем, подойдет. Чаинки действительно разворачиваются в листок и типсу. Почти все.

Некоторые уже не развернутся никогда.

P.S. Это не я злой, это погода плохая.

P.P.S. Работать — пошло и безнравственно.

Денис Шумаков