Я прошу прощения за пропуск одного рассылочного четверга — выставка ПИР и предшествовавшая ей подготовка просто не оставили мне времени на написание очередного выпуска рассылки. Похоже, пропуск одного выпуска в год в начале октября станет для меня традицией.
ПИР, правда, щедро расплачивается со мной за занятое время — подкидывая взамен интересные чайные темы. Часть из которых, собственно, я и хочу раскрыть сегодня.
ПИР 2008 С ЧАЙНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Замечу сразу — в этот раз я по самой выставке (на которой, напомню, демонстрируются товары, услуги и решения, предназначенные для использования в индустрии гостеприимства) почти не бродил. Предварительное знакомство с ней за день до открытия навело меня на мысль о том, что почти ничего нового по сравнению с прошлым годом на выставке я не увижу. Вполне возможно, что эта мысль была ошибочной — но я этого так и не проверил, банально закрутившись на нашем стенде.
«Чайная улица» ПИРа в этом году оказалась на самом отшибе и в первый день была достаточно безлюдной. И, полностью проигнорировав выставку в целом, эту улицу я изучил более или менее внимательно.
Больше всего, конечно, мне понравился стенд «Бирюзового чая». По массе объективных причин и по одной субъективной — я на нем работал. Наши корпоративные впечатления о выставке подробно изложены вот здесь — и в этом выпуске рассылки я о нашей работе на выставке больше не скажу ни слова. Но к некоторым нашим новым штукам непременно вернусь в будущем.
Что же касается других чайные новинок и интересностей, то их было. Немного, но было.
Очень большой и весьма представительный стенд был у итальянской компании La Via del Te (сайт не особенно информативный), которой я раньше в России не встречал. Ассортимент у компании, впрочем, достаточно стандартный для такого уровня и стиля чайной торговли — но баночки красивые. И очень меня порадовал один из итальянцев, в первый день выставки ловкими движениями выкладывавший на одном из столов стенда чайные дорожки (существует такой способ оформления чайных витрин — самим чаем). Будучи наивным провинциалом, я кокаиновые дорожки видел только в кино — однако при наблюдении за последовательным (и эффектным!) выкладыванием чая полосками вызвало у меня именно кокаиновые ассоциации.
Еще одним приятным штрихом выставки стал стенд «Коллекции Востока». Сама эта коллекция тоже достаточно обычная и представляет собой стандартный набор китайского чая разной степени зрелищности. Причем китайского чая на выставке было достаточно много — и, как вы сами понимаете, таким чаем и разными китайскими чайными штуками искушенных рестораторов давно уже не удивишь. Поэтому мудрые и симпатичные девушки, заправлявшие стендом, просто нарядились в китайскую одежду и затмили собственной привлекательностью привлекательность чая. Сработало отлично! Большая часть других китайских стендов откровенно скучала, а девушки из «Коллекции Востока» почти и не присели ни разу.
Что же касается открытий скорее содержательных, нежели забавных, то тут очень порадовали два стенда. Newby с двумя новыми коллекциями и Dammann с роскошными банками.
К сожалению, формат выставки хоть и подразумевает дегустацию чая на стендах, но не позволяет изучить ассортимент компаний сколько-либо подробно. Поэтому я не стал даже пробовать чаи Newby и Dammann (впрочем, с качеством чая у этих марок особых проблем никогда не было). Но всячески их поразглядывал, позволив в полной мере разгуляться своей тайной страсти к красивым баночкам и коробочкам.
Одна из двух новых коллекций Newby — «Окошки» — упакована в картонные пачки в форме домиков с окошками (нарисованные, а не прозрачные). Судя по названиям, чай там симпатичный — но более я о нем ничего не знаю. Потому что вторая коллекция Newby привлекла меня гораздо больше. Она в жестянках, на жестянках изображены красивые звери (львы там всякие), этих жестянок шесть, в трех из них — африканские чаи. Что, согласитесь, очень интересно — до Newby с африканской коллекцией на рынок выходил только Maitre de The — но «Мэтр» традиционно ориентируется на достаточно демократичный рынок, а Newby чаи сделал с претензией на роскошность. Претензия удалась. Что там внутри, честно говоря, не знаю — но банки порадовали. Чуть меньше они порадовали меня на полках «Азбуки Вкуса» — цена в 600 рублей за банку несколько огорчительна. «Азбука Вкуса», конечно, не отличается адекватными ценами — но представление о стоимости чая я получил и загрустил. Тут же штука вот какая — одна банка такого чая, вполне, в общем-то, доступная по цене, никакого смысла не имеет. Брать надо сразу всю линейку — чтобы пить, сравнивать и любоваться. А 3000–3600 «на попробовать» — это уже изрядная сумма даже для такого чайного пижона, как я.
Кстати, эта звериная коллекция, как я понял, появилась на полках столичных магазинов достаточно давно. А до Пскова просто не добралась. Так и живем — и кокаин только в телевизоре, и новые банки Newby не привозят.
Ну а баночки Dammann просто великолепны. Про них даже рассказывать нечего, их нужно живьем смотреть. Или на сайте.
Короче говоря, изысканное эстетическое удовольствие от выставки я получил. Впрочем, не только эстетическое.
НУГА
На стенде «Мезонина» (давно и хорошо известного чаем Tea Forte) угощали юаровской нугой Walters. Пользуясь добрым знакомством с руководством компании, я сначала съел все демонстрационные образцы, а потом еще и напросился на небольшой презент, в виде упаковки все той же нуги. Которая была съедена дома, естественно — с чаем.
Нуга великолепна просто так. Неприторная, душистая, приятной консистенции, с очень удачными добавками (у нас была, кажется, с миндалем и клюквой, но мы уже не помним, очень быстро съели). А с чаем нуга еще великолепнее. Из всех сладостей, выполненных по восточным мотивам, сочетающихся с чаем и встреченных мною до сих пор, она, безусловно, лучшая.
ВСТРЕЧИ
Встреч на ПИРе тоже было множество. Я хоть и работаю в «Бирюзовом чае», но работаю заочно и вижу коллег и друзей чрезвычайно редко — так что смотрел и радовался. В один из дней выставки мы с удовольствием и совсем в нечайной обстановке побеседовали с Алексеем Мстиславским (Teapolis). Мне довелось повстречаться со многими заочно знакомыми чайными людьми. И, наконец, удалось лично познакомиться с Валентином Баюканским — чайным писателем и журналистом, с которым мы даже участвовали в совместных проектах, но лично до сих пор знакомы не были.
Валентин презентовал мне свою книжку The British about Tea, в которой собрал высказывания самых разных англичан о чае. Я уже прочел ее — и книжка не разочаровала. В очередной раз разочаровали англичане. Впрочем, я уверен, что если бы о чае спрашивали русских, результат был бы похожим, хотя и с несколько другим колоритом.
Именно с книжки про англичан я и начну следующий выпуск рассылки.