чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 453 (15.01.09). д. шумаков

В сегодняшнем выпуске рассылки я продолжу начатый неделю назад рассказ о путешествии по Хуаляни, которое мы предприняли совместно с Сергеем Хорольским во время путешествия на Тайвань в конце июля 2008 года.

Речь сегодня пойдет о тайваньском монастырском чае.

Для себя лично я всегда связывал монастырские чаи, во-первых, с материковым Китаем, во-вторых, с некими ортодоксальными способами производства и употребления напитка. Лучше всего это представление о монастырском чае характеризует рафинированная маркетинговая легенда, которая обычно выглядит вот так.

«Высоко в горах стоит древний монастырь, о существовании которого знают только посвященные. Вот уже на протяжении нескольких столетий послушники этого монастыря выращивают чай на плантациях, на которые допускаются только посвященные и изготавливают из чайных листьев чай по рецепту, известному только посвященным. Продают этот чай только посвященным, заваривать его умеют тоже только посвященные и пить его можно только посвященным.» Ну или как-то так.

Кажется, я никогда не имел дела с материковыми монастырскими чаями, мое знакомство с ними является исключительно теоретическим — и в этой теории всегда так или иначе проскакивали элементы «посвященности». Не в таком, конечно, густом замесе, как в сконструированном выше бредовом пассаже — но интонационно очень похожие.

Тайвань в мой личный стереотип о монастырском чае не вписывался ни коим образом, о существовании целого чайного монастыря я не мог даже предположить — поэтому посещение его стало, пожалуй, одним из самых больших островных сюрпризов.

ФО ФА ШАНЬ
Монастырь Фо Фа Шань находится в Хуаляни и является одним из локальных центров выращивания и производства чая. Монастырю принадлежат достаточно обширные чайные плантации, на территории монастыря имеется все необходимое для производства чая оборудование. Настоятель монастыря — господин Шен Льюн — является председателем Ассоциации органического чая Тайваня, ведет активную общественную деятельность и участвует в работе проектов, так или иначе связанных с производством и популяризацией максимально натуральных продуктов питания и напитков. Вот на этом сайте (который, к сожалению, не всегда работает) можно найти информацию о деятельности господина Шен Льюна, правда, к сожалению, почти вся эта информация на китайском языке. Кроме картинок. Это — формальности. А дальше будут личные впечатления.

Наш визит в Фо Фа Шань носил немного сюрреалистический характер — мы немножко обалдели от монастыря, на все смотрели, все записывали и много фотографировали. И монастырь, как нам показалось, немного обалдел от нас — нас постоянно фотографировали и снимали на видеокамеру. Позже мы выяснили, что монастырь как раз во время нашего визита готовил фильм о собственной деятельности (в том числе и о чайной) — и визит двух белых людей оказался источником вполне приемлемого материала для этого фильма.

Так мы все и делали — на три камеры. Впрочем, ни чаепитиям, ни экскурсиям, это не мешало.

Началось все с дегустации — естественно, с дегустации того чая, который производится монастырем из разных сортов чайного куста. Судя по записям, мы пили чаи, созданные из кустов Да Е Улун, Чин Шин У Лун и У Хэ. Название У Хэ, кстати, используется в Хуаляни для обозначение того сорта чайного куста, который в других местах известен как «Тайваньский №18» или «Рубиновый». Кто-то из сотрудников или послушников монастыря высказал осторожную гипотезу, что именно Хуалянь является родиной этого сорта чайного куста — но нами эта гипотеза была встречена с вежливым скепсисом. Всякое, конечно, бывает, но трудно считать родиной «Тайваньского №18» какое-либо другое место кроме Станции по изучению и популяризации чая, на которой он, собственно, и был селекционирован — причем совсем недавно (первая партия этого чая была произведена в 2003 году).

Впрочем, откуда бы ни взялся на плантациях монастыря куст сорта У Хэ, чай из него монахи делают отменный — именно с разных вариантов «Рубинового» черного (красного) чай и началась дегустации. Причем для меня лично дегустация эта сразу оказалась тяжелой. Потому что оказалась она чайным марафоном (дело привычное), но в спринтерском темпе.

Как обычно проходят гостевые дегустации? Ну вот приходим мы к фермеру. Садимся чай пить и разговаривать. Хозяин сам чай заваривает, сам разливает, сам пьет — и еще и беседу беседует. Такое чаепитие может длиться очень долго и ни сколько не напрягать, потому что его интенсивность будет ограничена физической способностью хозяина к одновременному выполнению нескольких дел. То есть будет вполне гуманной.

А в монастыре все четко. Есть настоятель, у которого гости. Который пришли чаю попить и разговор поговорить. И настоятель и чай пьет, и с гостями разговаривает. А в это время за находящимся в небольшом отдалении специально оборудованным столиком отлично подготовленная монахиня непрерывно заваривает чай, а специально подготовленный монах этот чай подает гостям. И никто не отвлекается. Настоятель говорит, монахиня заваривает, монах подносит. И так 20 сортов — без пауз, остановок и перерывов, в высоком темпе.

Это был первый случай в моей жизни, когда чаепитие меня уделало. Я был готов к паузе уже после второго или третьего сорта — но так этой паузы и не получил. Оценивать чай высокая интенсивность чаепития не мешала — но из чаепития полностью ушло удовольствие. Наверное, именно так работают с чаем профессиональные дегустаторы: в высоком темпе и без особых эмоций.

В процессе чаепития господин Шен Льюн просто и ясно изложил нам основные принципы, которые лежат в основе его чайного хозяйства.

Во-первых, монастырь производит только органический чай. С одной стороны, это очень красиво и идеологически близко духу монастыря, с другой стороны, это просто выгодно.

Во-вторых, выращивание и производство чая является послушничеством. И, соответственно, все монахи монастыря относятся к свому чайному послушничеству со всеми буддийскими добродетелями. Тщательность их работы заметна уже в цехах и на плантациях: более ухоженных чайных кустов и более аккуратно организованного производства чая нам встречать не приходилось — причем это только техническая сторона вопроса. А есть еще и нетехническая. Работа с чаем на всех стадиях его выращивания, производства и пития сопровождается в монастыре медитациями — что усугубляет тщательность исполнения всех чайных процедур. Ну и, наконец, чайное послушничество, опять же, очень выгодно, а тот факт, что чай выращен монахами, добавляет ему маркетинговой привлекательности.

В-третьих, монастырь и монастырский чай включены в тайваньские и международные проекты, связанные с развитием производства и потребления органических продуктов. Монастырский чай активно изучается и еще более активно пропагандируется на самых разнообразных уровнях. Обязательная фотография настоятеля монастыря с президентом и с по-доброму увеличенными банками с чаем в монастыре, конечно, присутствует. Монастырь издает большое количество чайной и «органической» литературы самого разного плана. И сам господин Шен Льюн такие книжки активно пишет.

Короче говоря, в монастыре отлично соединили приятное, полезное, духовное и эффективное. В зависимости от точки зрения этот монастырь можно считать и эффективнейшим бизнесом, и важной общественной организацией, и авторитетным религиозным учреждением. Но более всего монастырь Фо Фа Шань показался мне местом, где люди получают огромное удовольствие от своего труда, от вкушения и созерцания плодов его и просто, пожалуй, от того образа жизни, который им посчастливилось вести.

Что же касается чая, то чай отменный. Конечно, все 20 сортов были разными. Были просто волшебные, были попроще (мы пили черные (красные) чаи, ГАБА-чай и улуны). А потом пошли на экскурсию по монастырю и поехали на плантации.

Но об этом уже в следующий четверг. Вот здесь я опубликовал некоторое количество иллюстраций к неоконченному пока рассказу о монастыре.

Денис Шумаков