чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 459 (26.02.09). д. шумаков, а. горнушенкова

В сегодняшнем выпуске рассылки я хочу опубликовать первую часть интервью с мастером Лин Пхин Сянем, которое было опубликовано во втором номере журнала Art of Tea и посвященное традиционному производству горных чаев УИ. Интервью это сейчас переводит Анна Горнушенкова, как только перевод будет закончен, мы его опубликуем и проанонсируем — но сейчас только одна, первая часть.

Структура и содержание этого материала позволяет получить некоторое представление о характере китайской чайной периодики в той ее части, которая рассказывает о людях, чаях и событиях. Характер этот для западного человека несколько раздражителен — потому что небольшое количество значимой информации скрыто за обилием самых разных слов.

Из-за такого хитрого характера я не могу просто и четко сказать о том, что приведенный ниже материал интересен. «Интересность» здесь не совсем подходяще слово. Его, этот материал, безусловно, приятно читать. Но когда после прочтения стараешься систематизировать полученную из прочтенного материала информацию, то оказывается, что никакой особенной информации из слов и букв выудить-то и не удалось. И вместо интересности прочтенный материал оставляет после себя приятное, почти чайное послевкусие.

Позволю себе еще две ремарки. УИ (Уишань) — это горы. Вернее даже горный хребет, расположенный, конечно, в Китае, на границе провинций Фуцзянь и Цзянси. В 1999 году этот хребет был включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия и по культурным, и по природным критериям. Сам я, увы, там не был (надеюсь, что пока) — но все мои знакомые, побывавшие в тех местах, описывали их восторженно.

Частое упоминание энергии Ци в приведенном ниже отрывке — это ни в коем случае не стеб и не странность журналиста и интервьюируемого мастера. Это естественная и рациональная часть китайской жизни во многих ее проявлениях.

Анна, большое спасибо!

ИНТЕРВЬЮ
Малазийский чайный мастер Лин Пхин Сян является настолько неотъемлемой и важной частью чайного мира на протяжении уже стольких лет, что вкратце описать его вклад в чайную индустрию просто невозможно. Он изучал чайное искусство, культуру и все, что связано с чаем больше 30-ти лет, любезно обучал студентов 20 лет и служил «связующим звеном» с большими западными компаниями, такими как «Липтон» («Юнилевер»). Он постоянно посещает Китай, чтобы наблюдать и руководить производством различных сортов чая, начиная с удивительных, ручного производства, горных чаев, о которых пойдет речь ниже, заканчивая высококлассными блинами пуэра из ИУ и других районов.

Чай из УИ любим как единственный сын горных источников, замысловатых горных пиков, извилистых рек и утонченной Ци. Он впитывает в себя уникальную сущность мироздания, аромат цветов и всю мощь этих мест.

Улун — самый сложный из чаев. Он представляет из себя квинтэссенцию мастерства изготовления и чайной мудрости, переданной годами от мастера к ученику. В то время как множество чаев довольно просты в производстве, улун проходит множество сложных процедур, которые в конечном итоге или приведут к успеху или же испортят чай. Сам чайных куст — всего лишь половина успеха. Великие улуны — это комбинация усилий в нескольких областях чайного мастерства. Утонченность и элегантность «мелодии» улунов создается через гармоничное сочетание района произрастания, куста и процесса производства самого чая. Если одна из «нот» фальшивит, то вся мелодия разлаживается. Мастер Лин Пхин Сян дирижирует подобным «оркестром» более 15-ти лет и обучил этому мастерству уже многих последователей. Он говорит, что «производство чая зародилось в зарослях Юннани и медленно прогрессировало. Искусство развивалось по спирали, придя в конце концов к своему пику — Улуну. И среди улунов, по моему мнению, именно чаи из УИ являются настоящими шедеврами. Искусство изготовления чая раскрывается в своей максимальной степени именно в чаях из УИ». Цветочный аромат и длительное послевкусие великих горных чаев УИ знамениты уже давно. Даже в древние времена дворец Императора с нетерпением ожидал ежегодное подношение с севера провинции Аньси.

Великое мастерство формировалось веками и до сих пор передается от отца к сыну. Некоторые из лучших чаев изготавливаются полностью вручную под руководством Мастера Лина. Его многолетние опыт и мудрость в выращивании и изготовлении чая чувствуются с первого глотка — чай раскрывается на языке и нёбе сладковатой глубиной вкуса и благородства. Он полагает, что чай из УИ особенный из-за самой уникальной местности произрастания, а так же из-за совершенного метода изготовления, который беспрепятственно пронесли сквозь века поколения. Это великая честь рассуждать с Мастером Лином об этих двух компонентах, о том, как они соединяются вместе, чтобы получился один из самых лучших чаев на Земле.

УИ и вправду так удивительны, что порой кажутся нереальными — это может подметить любой путешественник. Это одно из тех мест, настолько великолепное, что невозможно даже решиться потревожить его своей камерой. Скалистые горы замысловато впиваются в небо, тут и там покрытые зеленью, которая блестит на глади реки в солнечные дни. Вся эта красота, уверен Мастер Лин, идеальна для выращивания чая. Он подчеркивает — это вовсе не случайное совпадение, что именно эта местность была выбрана для чайного производства. Вулканическая известняковая почва в горах УИ содержит отличное сочетание минералов и отложений, необходимых для произрастания чая. Более того, солнечный свет, ливни и температура как нельзя лучше подходят для улунов. Помимо факторов почвы и окружающей среды, сам дух гор УИ настолько силен, что отчетливо чувствуется вокруг. Мастер Лин упомянул, что в горах УИ духовность концентрируется на протяжении более тысячи лет: эта местность имела важное значение для монахов Дао, буддистов, а так же для последователей Конфуция. Годы медитаций и молитв сделали УИ еще более особенным местом, но Мастер Лин особо подчеркивает, что именно местность собрала их здесь, энергия Ци УИ не была создана духовными конфессиями, а являлась лишь причиной для их присутствия здесь. Почва, климат и Ци УИ неразделимы и находят свое отражение в чае УИ. Мастер Лин проницательно взглянул на меня и произнес: «Красота и известность гор УИ — скалы, цветы, кристальные реки, земля, небо и дух этого райского места — все воплощены в чашке хорошего чая УИ».

Денис Шумаков, Анна Горнушенкова