чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 465 (09.04.09). а. чураков, д. шумаков

ЗАБЕГАЯ ВПЕРЕД
Сейчас я занят тем, что готовлю к публикации на сайте перевод статьи Аниты Й.Ф. Вонг «Исинская посуда в коллекции К.С. Ло». С иллюстрациями этой самой коллекции, сделанными Алексеем Чураковым в Гонконгском Музее чайной посуды («Целый Мир»), Алексей же является автором перевода, а специальные комментарии к нему подготовил Армандас Бурба («Искусство Чая»).

Я надеюсь за пару недель расквитаться с публикаций этого материала — а пока просто предлагаю вашему вниманию начало статьи. Для разогревания аппетита.

ВСТУПЛЕНИЕ
Коллекция К.С. Ло с ее с полным собранием китайских чайных сосудов из керамики, выставленная в Музее чайной посуды, дает очень хороший базис для методичного исследования и получения общего представления о традиционной и современной чайной культуре. Исинская посуда, изготовленная в период с XVI века по настоящее время, составляет половину коллекции. Хотя подлинность и датировку некоторых древностей еще предстоит установить, красота и актуальность этой антологии посуды из пурпурной глины несомненна. Энергия коллекционирования доктора Ло и изучение исинской керамики стимулировали рост ценности такой формы уникального искусства и в Гонконге, и за рубежом. В десятилетнюю годовщину Музея чайной посуды мы хотели бы разделить с любителями чая и ценителями искусства возможность оценить прекрасное наследие китайской чайной культуры через эту подборку исинской посуды из коллекции К.С. Ло.

Исин, также известный как Цзинси и Янсянь, известен как столица керамики Китая. Расположенный на западном конце озера Тайху, этот маленький округ в провинции Цзянсу знаменит своим производством посуды из пурпурной глины на протяжении уже несколько столетий.

ПУРПУРНАЯ ГЛИНА
Пурпурная глина — это общее название для глинистого сырья, добытого в горах у Исина. Местность с Диншаня по Шушань — это центр производства посуды из пурпурной глины, известный как Диншучжэнь. Шушань производил прекрасную изысканную керамику, в то время как Диншань был известен своей крупной и грубой посудой.

Глина превосходно измельчается и имеет высокую степень податливости. В ней содержится очень много железа (свыше 9%) и она поразительно пластична, благодаря которой глину можно сформировать за минуту, в точности моделируя чайную посуду . Зачастую добавка воды не размягчает ее до удовлетворительного результата, поэтому пурпурная глина непригодна для производства на гончарном круге. Это привело к тому, что для традиционных центров исинской керамики характерны чайники вылепленые вручную, а не чайники, формованные на гончарном круге. Исинскую посуду из пурпурной глины принципиально формовали «лопаточной» и «замазочной» техниками, которые особенно развили местные керамисты с этим уникальным материалом. Исинские керамисты также разработали полный набор инструментов, сделанных из бамбука, дерева, рога и металла (и используемых и по сей день) для изготовления посуды из пурпурной глины.

После обжига при температуре около 1200 градусов Цельсия глина имеет очень хорошую абсорбцию воды и пористую, но плотную структуру. Эти качества сделали ее идеальной для производства чайников для заваривания чая. Исинские чайники очень часто оставляют неглазурованными и недекорированными из-за интересных естественных форм и текстур, которые и являются основным источником эстетического удовольствия. Кроме того, простые формы чайника лучше сохраняют теплую пористость глиняного материала, который чрезвычайно сильно удерживает привкус чая, его цвет и аромат. Это особенно хорошо заметно при длительном использовании чайника, он сияет ярче при появлении слоя «патины» на поверхности и внутри — и делает завариваемый чай более ароматным.

Пурпурная глина может быть разделена на цзыша (фиолетовая глина), чжуша (киноварь или оранжево-красная глина) и бэньшаньлюй ни (темно-желтая (цвета кожи буйвола) глина, также известная как дуань ни) [неточность — дуань ни — это смесь глин, которой в натуральном ископаемом виде не существует. Она была создана как замена исчерпанному виду туань ни. Армандас Бурба]. Эти глиняные материалы могут использоваться независимо или смешиваться вместе с минеральными красителями для того, чтобы получить широкую гамму земельных оттенков в разнообразных тонах коричневого, красного и желтого. Темно-зеленый и черновато-фиолетовый оттенки являются новшествами начала двадцатого столетия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСИНСКОЙ ПОСУДЫ
Исинская посуда хорошо известна благодаря великолепной искусной работе, разнообразию форм и элегантным оттенкам. Кроме художественной ценности, она имеет уникальные практические свойства, проявляющиеся при приготовлении чая. Наиболее распространенным и общепризнанным типом исинской керамики является чайник, однако такие предметы для кабинета ученого, как коробочка с краской для печати, стаканчик для кистей, подставка под кисти, палетка и емкость для воды, капельница, равно как и скульптуры, и прочие разноплановые предметы, такие как парочка подголовий также производились из пурпурной глины и представлены в коллекции К.С. Ло.

По своей форме исинская посуда может быть разделена на геометрическую, натуралистическую и сегментную.

Геометрическая посуда — это та, за основу которой взяты сферы, цилиндры, кубы, прямоугольные призмы и другие геометрические формы. Эта категория посуды является одной из наиболее распространенных, многие типичные образцы такой посуды представлены в коллекции К.С. Ло. Незамысловатые, иногда украшенные надписями предметы геометрических форм очень хорошо приобретались заказчиками из-за их простоты и элегантности. Другим особенным признаком из этой категории была посуда, украшенная верхней ручкой вместо боковой, что усиливало изящную перспективу геометрических форм.

При создании натуралистической посуда использовались природные мотивы: стволы деревьев, растительные и цветочные формы. Есть множество креативных и декоративных видов такой посуды — и лучшие из них показывают прекрасную чувственность фантазии керамиста и проницательную его наблюдательность. Множество натуралистических работ есть и в коллекции К.С. Ло. «Три друга Зимы» — сосна, бамбук и слива — являются одним из наиболее популярных мотивов. Они используются также для украшения форм или как декоративный элемент исинских чайников. Разнообразие этих форм можно обнаружить в подставке под кисти Чэнь Минъюаня, которая была изготовлена в форме изогнутой ветки сливы, ив интерпретации чайника, как вязанки бамбука Чэнь Чжунмэем. Другие примеры натуралистических работ включают в себя чайник в форме рук Будды, держащих лимон Фань Цзиньфу, керамиста начала XX столетия, емкость для стекания воды, изготовленного современной женщиной-керамистом Цзян Жун и чайником в форме лотосовой коробочки с семенами другой современной керамистки Ван Иньсянь. Их работы демонстрируют великолепное техническое умение как керамистов и способность моментально подмечать тончайшие нюансы натуры.

Сегментная посуда состоит из объектов в форме стилизованных цветов и разделенных на части (сегменты) растений. Посуда такого узорчатого типа требует тщательности проработки дизайна, умелого моделирования и работы с натуральными формами цветов и плодов. В коллекции К.С. Ло имеется некоторое число сегментной посуды в форме таких цветов как нарцисс, магнолия, хризантема и сладкий османтус. Когда формуется чайник, керамисту следует добиться такого дизайна, чтобы крышка прилегала к телу чайника плотно и оборачивалась также беспрепятственно.

Ну вот как-то так. В статье еще десять страниц и множество иллюстраций. Как только выложу на сайт — сразу проанонсирую.

Перевод: Алексей Чураков
Комментарии: Армандас Бурба