чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 502 (28.01.10). фин, д. шумаков

НЕМНОГО ЧАЙНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Ориентация на Москву, характерная для всей современной русской жизни, зацепила и чайную культуру России. В нашей стране наберется не менее десяти городов, которые запросто могут стать центрами чайной культуры. Иркутск, Нижний Новгород и другие города «Великого чайного пути» — по историческим и логистическим причинам. Казань, Уфа и другие республиканские столицы — благодаря развитым национальным традициям чаепития (а в Уфе еще и весьма славная чаеразвесочная фабрика работала). Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Омск — в силу естественной близости к хорошему чаю и благодаря наличию устойчивых связей с Китаем. Ну и Псков еще немножко, просто так, чтобы мне было приятно.

Но, несмотря на все это разнообразие, именно Москва является центром русской чайной культуры (в том числе и в ее китайском варианте) и именно за тенденциями развития чайной культуры в Москве интереснее всего наблюдать.

На протяжении нескольких лет этим занимается Фин — результатом его работы является краткий обзор чайных пространств Москвы и актуальный их список. И еще тот текст, который опубликован ниже.

НОУТБУК КАК РАЗРУШИТЕЛЬ ЧАЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
На днях заглядываю в приличный московский чайный клуб для очередного «погружения» на дно пуэрной чашки. Расширение сознания, присущее чайному действию (такая цель чаепития является первостепенной для многих сотрудников чайных клубов, о чем они с радостью сообщают гостям заведения), заставляет меня более глубоко видеть ткань мира, о чем хочется немедленно прокричать всем окружающим. А каким образом легче всего сделать крик общедоступным? Правильно, опубликовать его в Интернете.

Достаю ноутбук (это для меня — не какая-то оргтехника, а важный орган чувств, практически полностью интегрированный в мое естество), получаю порцию яркого мониторного света в глаза и начинаю шуршать клавиатурой…

Вдруг — голос практически с небес: «Молодой человек! Просим Вас выключить ноутбук». Выясняется, что мой маленький добрый ноутбук, который на людей не бросается, не гавкает и ведет себя «тише воды — ниже травы», при этом просто бессовестно разрушает чайное пространство! Ни много, ни мало!

Московской субкультуре чайных клубов скоро стукнет 15 лет. За это время в недрах клубной системы были выработаны определенные правила структурирования пространства и диалога с посетителями. Причем этим выхолощенным правилам могут позавидовать метрдотели многих ресторанов, осененных звездой Michelin. Хотя завидовать нечего: даже гости мишленовских рестораций, несмотря на изысканность и высокий стиль манер, в московских чайных клубах могут быть подвергнуты прилюдному остракизму.

Если десять лет назад полномасштабный сценарий поведения гостей в чайных клубах воспринимался как экзотический и необычный ритуал, то сейчас он начинает раздражать. Постоянные «нельзя» и «нежелательно» соседствуют со вседозволенностью самих сотрудников чайных мест, уровень чайной грамотности которых оставляет желать лучшего. Если раньше можно было быть уверенным в том, что в клубе чайной культуры тебе сообщат наиболее точные сведения о чае, которые существовали на тот момент времени, то сейчас многие данные, озвучиваемые в чайных, не поддаются никакой критике. Это в 2000 году на голубом глазу можно было говорить о том, что пуэр закапывают в землю, чтобы он получил восхитительные земляные вкусы. Сейчас эта сказка вызывает недоумение.

Незнание и нежелание знать прикрываются мифотворчеством. Намного легче рассказывать мифы и «личное ощущение», чем пытаться вникнуть в суть предмета. Возможно, многие посетители чайных клубов идут в них лишь с одной единственной целью - послушать сказку, но потакать столь низменным вкусам — это неуважение к себе.

К сожалению, «тучные годы» чайных клубов привели не только к идеологическому «ожирению» (когда мифы продолжают оставаться важной составляющей знаний), но и к деградации чайной карты. Попытки отыскать лучшие образцы чая сменились партнерскими отношениями с контрагентами и накатанными каналами сбыта, что привело к исчезновению многих «жемчужин» из клубных коллекций. Для многих разбирающихся в чае любителей клубы чайной культуры стали терять свою прелесть как источники пополнения чайных запасов.

Ну а сейчас я вынужден поставить временную запятую, иначе прожгу насквозь «дыру» в чайном пространстве, и починить его уже не будет никакой возможности.

Денис Шумаков, Фин