НЕМНОГО ТАЙВАНЯ
В самом начале сентября мы с Сергеем Хорольским (Группа компаний «Бирюзовый чай») совершили очередную поездку на Тайвань. Вернее это для Сергея она стала очередной, а для меня всего лишь второй. В этот раз наша поездка была не такой «туристической», как два года назад. Большую часть тайваньской недели мы провели в офисе и на разных производствах. На плантации не ездили, но чайных и посудных торговцев посещали, кушали, с местными общались, шопинг совершали, под ливень попадали — так что и картинок, и впечатлений есть у меня.
Мы прилетели в Тайпей в воскресенье утром. Никакой работы в этот день все равно бы не было — и мы отправились в район Sun Moon Lake, посмотреть на одну главных природных достопримечательностей Тайваня и проведать одного из наших основных поставщиков. У поставщика оказались гости — преподаватель географии из Австралии приехала посмотреть, как делается чай. А тут мы. Мы ей рассказали о том, что Россия сейчас самая главная чайная страна и что нас надо слушать, потому что мы дело говорим. Наполи разным чаем, накормили обедом (фруктово-овощной салат с манговым соусом — это очень вкусно), надавали адресов наших сайтов и телефонов. Позвали в гости в офис, предложили всяческую чайную помощь (и уже немного и по делу контактируем) и вообще впечатлились добросовестным учительским подходом — если уж рассказывать ученикам про выращивание и производство чая, то непременно на основе личного опыта. Это красиво и правильно.
Начиная с понедельника пошла безостановочная работа, перемеживающаяся с посещением разных чайных и посудных торговцев. Наш офис расположен, практически, на главной чайной улице города с гордым именем Zhongli (наверное, Жонли) — причем поставщики и продавцы на ней собрались настолько хорошие, насколько это возможно на Тайване. Мы активно ходили в гости, не менее активно пили чай и что-то даже купили — о паре-тройке чаев я еще непременно напишу.
Одним из наших соседей оказался продавец пуэров, который утверждает, что в его коллекции есть самые старые пуэры на свете. Такой продавец есть в каждом городе, а в некоторых городах их вообще несколько. Но этот продавец и правда хороший — подумаешь, привирает немного, ерунда какая. Чай-то у него приличный. И доски чайные тоже ничего себе. И посуда стеклянная прикольная. Когда мы спросили, что за посуда и откуда, он ответил, что есть такая фабрика, посуда вся на ней ручной работы, но обращаться на нее не нужно, потому что на ней минимальная партия — миллион изделий. Но у него есть тайный контакт. Так что если через него и миллион — то с удовольствием. Тут с Сергеем сделалась тайная истерика, потому что миллион изделий ручной работы — это очень смешно. Но мы не стали спорить — миллион, так миллион.
К стыду своему, я этого торговца сильно обидел — с перепугу начал фотографировать в неторговой части его магазина. Без спросу. Это я, конечно, лопухнулся. Я, вообще, очень деликатный — но тут на меня что-то нашло. Миллион прозрачных чашек, скорее всего. Короче, к торговцу пуэрами нашему тайваньскому директору пришлось потом ходить извиняться. И мне было стыдно. Но фотографии-то ведь есть? Есть. Придется публиковать. Вот здесь выложены все тайваньские фотографии, милости прошу к просмотру.
Обратите внимание на интересные даты на пуэрах. У тайваньцев есть альтернативное летоисчисление — от года провозглашения суньятсеновскрой республики. Сейчас на дворе 99 год. И если они используют этот способ счета лет, то так и пишут: 9.09.99. А если традиционное, то год пишут целиком, не сокращая до двух последних цифр — 9.09.2010. 9.09.99 (9.09.2010) на Тайване был великий нумерологический праздник. Люди загадывали желания и интенсивно совокуплялись (в рамках приличия, конечно). Но мы на этом празднике жизни оказались чужими.
А потом еще мы нашли человека, который дизайнит стеклянную посуду. Получается у него хорошо, накупили разного. В самой лавке этого человека выставлена небольшая, но качественная коллекция тетсубинов — японских металлических чайников. Чаще всего их изготавливали и изготавливают из чугуния — и это очень романтический предмет. Существует гипотеза, что именно таким чайником японские лешие научили драться Есицунэ. Судя по весу тетсубина, драться им можно вполне себе успешно, только вот традиция производства этих милых железяк сложилась, кажется, веку у семнадцатому. А Есицунэ жил и героически умер лет на пятьсот раньше.
В самом Тайпее, куда мы отправились скорее развеяться, нежели по делам, чайные впечатления тоже были — но скорее забавные, нежели полезные. В известной башне Taipei 101 мы почти сразу наткнулись на две чайных лавки. Первая была бесстыдной китайское репликой с чайной части французских магазинов Hediard (честно позаимствовано было практически все) и для обозначения улунов использовала термин Teal Tea, вторая радовала русско-немецкими самоварами и европейским ароматизированным ассортиментом.
Что же касается чая вообще, то в этом году не удался поздний весенний и большая часть летнего урожая чая. Было много дождей — и чайные лист не набрал всех положенных ему ароматных и вкусных компонентов. Особенно это сказалось на равнинном чае, хотя и некоторые высокогорные чаи пострадали. Впрочем, совсем неудачным для чая нельзя назвать и 2010 чайный год — некоторые чаи получились отменными — Золотой Цветок из Мэйшаня оказался очень толковым, удались осенние и ранние зимние чаи в Центральном и Северном Тайване. А вот Пэн Фэны получились «водянистые». Но зато мы нашли один новый очень хороший красный-черный чай, дали ему рабочее название «Элегантный» и скоро привезем в Россию.
Что же касается формальных целей нашего визиты, то их мы достигли целиком и полностью. Новую линейку чайных сладостей запустили (там будет прикольный изюм с добавлением пяти разных специй, невероятно вкусный сушеный белый ананас, хрустяшки из кешью, клюквы, тыквенных семечек и виноградного сока). С натуральной ароматизацией чая поработали (и нашли очень интересный вариант женьшеневого улуна — без традиционного подсластителя, горький, но вкусный). Разных упаковок понапечатали (скоро привезем).
Ну и чая, роскошного чая, конечно, попили. Но о чае — в следующем выпуске.
P.S. Знаете, что такое «Пуэр Крю Саваж Галлет»? Нет? Это блин шэн-пуэр изготовленного из листьев с диких деревьев. Названия на французском прекрасны.
P.P.S. Сергей, Дэвид — спасибо за путешествие, компанию и гостеприимство.