чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 545 (02.06.11). д. шумаков

УДАРИМ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ ПО МАРКЕТИНГУ!
Один мой старый и хороший знакомый не так давно решил получить еще одно образование — на сей раз маркетинговое. И ему (сюрприз, сюрприз) было выдано учебное задание, связанное с позиционированием чая. Вообще (это я отвлекаюсь), чайный рынок (и массовый, и не очень) — очень благодатная почва для разных маркетинговых штук. Потому что чай, с одной стороны, продукт массового спроса. А с другой — продукт с очень большим ценовым и качественным разбросом внутри себя. Так что ничего удивительного в таком задании нет.

Давайте поможем человеку и ответим на пять чайных маркетинговых вопросов. Нам не сложно, а ему — статистика. Вот здесь. Спасибо!

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ЧАЙ
Идея совмещения чая с разными продуктами, блюдами и напитками занимает меня давно. Настолько давно, что текстов о том, с чем чай пить хорошо, а с чем — еще лучше, я написал, наверное, уже не один десяток. И, наверняка, часто в них повторялся. И сегодня тоже, наверняка, повторюсь. Потому что хочу написать текст-перечень удачных, на мой взгляд, чайно-гастрономических композиций. Сделав, предварительно, несколько оговорок.

Оговорка первая. Чай — это вполне самодостаточный напиток. Его можно пить без всего — и получать от этого огромное удовольствие. А можно пить с чем-либо — и получать от этого другое, не менее огромное, удовольствие. Употребление чая ради чая и употребление чая в композициях с чем-нибудь друг дружке не противоречат, взаимным исключением не страдают и опасностей для нервных расстройств таят в себе гораздо меньше, чем, например, духовный рост (это смешная шутка со ссылкой на работу Роберто Ассаджиоли, название которой мне настолько понравилось своей исчерпывающестью, что саму работу я до сих пор не прочитал).

Оговорка вторая. Гастрономичность чая очевидна для массовой чайной культуры и менее очевидна для чайной культуры высокой. Практически весь белый чайный свет, когда пьет чай по-простому, запивает чаем все, что только можно запивать — бутерброды с колбасой, пирожки, сухофрукты, какие-либо невероятные японские лакомства, пижонские сэндвичи с горчицей и всякую прочую еду. А еще сыпет в чай сахар, льет молоко и топит в чае лимоны. И ничего. Но как только чайные вкусы человека начинают развиваться и утончаться, идея употребления чая в совокупности с какой-либо другой вкуснятиной (адекватной утонченности) начинает казаться несколько постыдной. И самодостаточность чая тут ни при чем. Повторюсь — желание получать удовольствие от чистого чая не исключает желания получать другие чайные удовольствия. Все дело в третье оговорке.

Оговорка третья. Тема сочетания чая с другими продуктами, блюдами и напитками просто не проработана. Ну то есть люди, научившиеся получать удовольствие от пития хорошего, очень хорошего чая, получать удовольствие от его совмещения с чем-либо просто не умеют. Отсюда и стыдливость, и внутренний протест — чувствовать себя неумейкой приятно только в философском смысле, да и то не всегда. Причем люди в своем неумении в данном случае практически не виноваты. Требовать от каждого чайного человека последовательных экспериментов по подбору удачных чайных комбинаций — пошло и безнравственно. А научиться негде. Потому что тема высокого гастрономического чая в мировой чайной культуре, повторюсь, практически не проработана. Особенно если сделать очевидное сравнение с культурой винной. Практически на любой бутылке приличного вина написано, с чем это вино нужно употреблять. Знания о сочетаемости хороших вин и хорошей кухни изобильны, доступны, востребованы и престижны. Аналогичных чайных знаний практически нет, они еще не накоплены. Даже книжки никакой нет, чтобы почитать.

Хотя, конечно, чайно-гастрономические знания помаленьку копятся. Вот, собственно, эту копилку я и хочу сейчас немного рассыпать. Простым перечислением, с минимумом комментариев.

Белый чай с кешью. Чуть сладкая маслянистая нота есть и в белом чае, и в орехах — и через эту ноту чай и орехи очень приятно между собой рифмуются.

Черный чай с макадамией и сладким хересом. Тут рифмы получаются более сложными — херес и макадамия рифмуются ореховыми нотами и легкой солоноватостью. Чай и херес рифмуются снова ореховыми нотами, теплотой (хоть оно и разной природы) и тонами сухофруктов. Чай и макадамия рифмуются, опять же, ореховыми нотами, мягкостью и округлостью. Красота. Макадамию, кстати, можно заменить пирогом из дрожжевого теста с курятиной — расклады получатся совсем другие — но тоже отличные.

Любой, практически, чай и канталупа (это такая сладкая тыква, которую часто ошибочно считают дыней).

Ну и вообще чай с орехами и сухофруктами в произвольных, практически, комбинациях (я бы только из этих комбинаций исключил чернослив и арахис — но это мои личные закидоны). А вообще тему чая и хороших магазинных сухофруктов немного, но красиво и с картинками раскрыл вот здесь Андрей Шипулин. А тему чая с сухофруктами деликатесными постоянно раскрываем мы в «Бирюзовом чая» (это реклама, ля-ля-ля, я теперь мне денег должен!)

Кстати, у Андрея Шипулина в блоге есть еще один гастрономический пост — про сыр с пуэром — и это тоже очень богатая тема, особенно если чай и сыр проложить чем-либо сладким и свежим (у Андрея это виноград).

А если в комбинации сыра и пуэра сыром назначить Рокфор, пуэр заменить на дарджилинг или легкий улун и включить в комбинацию бутылку сотерна (или другого хорошего ботретизированного вина) получится красота совершенно отдельная, немного противоестественная (для сотерна, впрочем, противоестественность естественна) и очень приятная.

Черный чай, мягкие вафли и хорошее простое мороженое — это беззастенчиво вкусно. Хотя, наверное, немного небезопасно для зубов — особенно если допускать резкие переходы между горячим чаем и холодным мороженым.

Еще раз кстати. Тему чая, мороженого и чайного мороженого вовсю раскрывают в Москве, в «Чайной высоте». Мороженое, там, правда, совсем не простое. И без вафель. Но так только интереснее.

Заметно остывший (но не холодный и даже не теплый) дарджилинг с любым хорошим бренди. Черный чай с легкой, очень легкой цитрусовой ароматизацией тоже хорошо в комбинацию с бренди впишется.

Balvenie Double Wood и улуны средней прожарки, в идеале — классический (а не искусственный) Най Сян Цзинь Сюань. Карамельные ноты виски очень любопытно сравнивать с молочными нотами в чае.

Люань (это такой «подпереферментированный» чай из Цихуна) с айловым виски. Можно и легкие копченые чаи с айловым виски попробовать, но Люань вкуснее.

Черный чай со сладким хересом, с портвейном, малагой, мадерой, марсалой и любым другим крепленым сладким вином. Это вообще уже классика.

Дарджилинг с легкими десертными крымскими винами (в идеале — с «Мускатом белым Красного камня»). Он же (дарджилинг) с хорошим шампанским и с клубникой с теплыми сливками.

Вот. Вспомню — еще напишу. Речь во всех перечисленных композициях, повторюсь, идет о хорошем чае. То есть о таком чае, который является самостоятельной гастрономической единицей, а не подкрашенной горячей жидкостью с высоким содержанием кофеина.

Приятного аппетита. И чаепития.

Денис Шумаков