чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 551 (23.04.12). д. шумаков

Новый чай обрушился на меня лавиной. И если бы дело ограничивалось только тем, что он только новый — никаких проблем не было бы. Но он, зараза, еще и интересный оказался. Сами судите: четыре японца, три абхазца, два краснодарца — ну и так, из баночек, по мелочам. Про все чаи хочется рассказать, а писалка (это то, чем обычно пишут), как известно, не железная.

Проще всего с баночками. От них можно отделаться двумя фразами. Два из четырех чаев линейки Watte от Dilmah (Ran и Uda) оказались довольно бестолковыми, остальные пробовать совсем не хочется. Свежий Ассам из линейки Ahmad Limited Edition (упакованный, судя по буковкам, в декабре 2011) очень неплох. У линейки, кстати, заметно поменялось оформление этикетки.

C японцами (которые из магазина Хаконивадо) все несколько сложнее.

УРЕСИНО ТАМАРЁКУТЯ ДЗЁ. ЯПОНЕЦ
В этом хитром названии (хотя, конечно, до прошлого чая ему далеко) все опять просто. Уресино — город в Японии, в префектуре Сага, на острове Кюсю (деревом-символом этого города, кстати, является чайный куст — что как бы намекает). Дзё — это третий уровень качества, третий по «хорошести». Сказать «третий сорт» язык не поворачивается, потому что чай хороший — поэтому пусть будет «третий уровень». Ну а тамарёкутя — это немного особенный японский зеленый чай, характерный, большей частью, для упомянутого уже острова Кюсю и технологически являющейся почти полной копией сентя. Только в самом конце производственного цикла тамарёкутя не разминают и многие его чаинки остаются скрюченными. Тамарёкутя называют еще «гуритя» — скрученный (или скрюченный, я до конца не выяснил) чай.

В многочисленных (и растиражированных из одного неизвестного мне источника) описаниях тамарёкутя в интернетах о нем пишут, как о японском зеленом чае «с острым ягодообразным вкусом и глубоким ароматом цитрусовых и трав» (ссылка). Это, полагаю, некоторое преувеличение. Травяных нот в этом чае вагон и маленькая тележка — а вот для того, чтобы выцепить цитрусы и ягоды, нужна тренировка. Пока я их не различаю (хотя какие-то намеки на цитрусовую терпкость в чае, пожалуй, есть) — все маскирует травянистость. Она начинает радовать уже в сухой заварке, в процессе заваривания становится ярче, свежее, теплее и семечковее — и уже не отпускает. А если этот чай перезаварить (что довольно просто) до настойчивой терпкости, то при его употреблении можно добиться очень интересной и яркой реактивной сладости в послевкусии.

Если же сравнивать Уресино Тамарёкутя Дзё и Ямэ Фукамуши Сентя Токудзё из прошлой рассылки (всегда приятно сравнивать такие вещи), то при очень значительном сходстве у них есть одно существенное различие — Уресино Тамарёкутя Дзё не такой «супово-густой».

Олег, спасибо за образцы! Вот картинки.

КРАСНОДАРЦЫ
Некоторое время назад мы нашли компактный интернет-магазин «Торгового Дома Дагомысчай», который, естественно, торгует краснодарским чаем. С некоторыми позициями этого интернет-магазина я познакомился еще несколько лет назад — их краснодарский чай подавался (и до сих пор подается) в кафе Студии Артемия Лебедева. Там же я его покупал для туринских гастролей на черноморско-чайную тему в 2008 году. Это вот такой чай, в прозрачных баночках. Особых изысков в нем нет, но он очень характерный и, при некоторой тренировке, легко опознается как краснодарский.

При недавнем визите в интернет-магазин мы положили глаз на два самых дорогих чая: зеленый и черный. Их можно было заказать наложенным платежом — что мы и сделали.

Отличные чаи. Зеленый получился очень «лунцзинистым» — ровным, насыщенным, бархатистым, чуть сладковатым и совсем некапризным в заваривании. А черный и вовсе заставил задуматься о том, что краснодарский чай может вернуть себе свое лицо. Которого я, кстати, в силу некоторой молодости (уже несколько неочевидно, конечно), совсем не помню. В принципе, если привязывать хороший черный краснодарский чай к известным образцам, то можно сказать, что он является чем-то средним между хорошим Ассамом и высокогорным цейлонским чаем. Но можно и не привязывать — потому что эта комбинация цветочного аромата и изящного вкуса с нотами ментола и солода вполне себе тянет на свой собственный характер.

АБХАЗЦЫ
Абхазский чайный проект, одним из инициаторов и лицом которого является Николай Монахов, продолжает жить — хотя и в несколько трансформированном и уже не особо абхазском виде.

Напомню, что в 2004-2006 годах абхазские мелкосерийные чаи (сначала продававшие под маркой «Река чая», а потом под маркой Nadin) произвели небольшой, но очень заметный фурор. В них было все, что нужно хорошему чаю — оригинальность, редкость, терруарность и просто хорошие вкус и аромат. А зеленые «абхазцы» и вовсе пахли яблоками. К сожалению, развития в своем изначальном виде тот проект не получил — на память от него (кроме горького сожаления, конечно) остался только цикл отличных статей Николая Монахова (можно читать, начиная вот с этой). И все.

В настоящее время некоторые участники абхазского чайного проекта работают в чайном проекте лаосском (у них очень интересный сайт). И, насколько мне известно, не теряют надежды наладить-таки производство приличного чая в Абхазии. Но пока это только надежды. В настоящее время чай в Абхазии в загоне. Он там есть (тем более что плантации растут практически сами по себе), и даже изготавливается и продается. Но так как основными его покупателями являются туристы (которые больше всего ценят не чай, а аутентичность, экологическую чистоту и сувениры), то на качество этого чая никто особо не запаривается. Действительно хорошего чая в Абхазии производится пренебрежимо мало — и небольшая часть этой малости (буквально на пять-шесть заварок) в виде трех образцов (черный, зеленый и, будем считать, белый) попала благодаря Николаю в мои руки.

Абхазский чай сохранил свое лицо (очень много информации об этом лице можно найти вот здесь) — и это приятно (потому что зеленый чай, как и прежде, пахнет сушеной антоновкой). И мы его по-прежнему любим и очень ему рады. Но, увы, он совсем не развился — это вполне объяснимо, но немного огорчительно.

Вот картинки и с краснодарцами, и с абхазцами. Николай, спасибо тебе большое. И удачи.

Денис Шумаков