Комментарии от 12 июня 2015 года.
БОГАТЫЙ ЧАЙНЫЙ ОПЫТ: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Сначала о карамельном чае. Это чудо привезли мне из далекой Америки. Что и как они
туда плеснули — ума не приложу, однако первый же понюх заварки навел на мысль о
карамельном пудинге — продукте достаточно доступном и вкусном. После того, как чай
был заварен (делал я это на работе), на запах начали сбегаться женщины, ведомые,
очевидно, непреодолимой и необъяснимой тягой к сладостям
Описать вкус чая совершенно невозможно. Очень уж он термоядерный. Пожалуй, он имеет
такое же отношение к традиционному чайному вкусу, как и известный айс-ти. Однако
женщинам понравился очень. Но только один раз — слишком яркий вкус при повторном
выпивании уже начинал раздражать.
Сейчас, конечно, желание тянуть в рот всякое вызывает у меня недоумение. А в прошлом я и женщины, судя по тексту, очень радовались этому чаю.
А вот второй чай: Earl Grey от Weestley, приехавший к нам с одним хорошим человеком
из Лондона, понравился мне очень. Дело в том, что доступные нам Эрл Греи — это, чаще
всего, индийские (ассамы) или цейлонские чаи с добавлением того самого бергамота.
И достаточно ярковыраженный вкус этих сортов чая усугубляется еще и сильной бергамотизацией, что иногда приводит к не очень приятному результату (как, например, в случае с ахмадовским греем ). А в этом лондонском пакетике в качестве основы использовалась смесь дарджилинга (он тоже индийский — но тоньше ассама) и кимуна (или кемуна — кому как нравится) — китайского чая. И бергамота хитроумные империалисты туда положили
очень немного.
Результатом этого смешения стал просто удивительный напиток, вкус которого не отличается
от вкуса отличной китайско-индийской смеси, а аромат существует на самой грани обоняния — как у цветка Dolochothele Camptotricha ;)
Правильное название кактуса — Dolichothele Camptotricha. Я знал это, но, видимо, опечатался. А тонкая ароматизация — это да, прекрасно.
И еще. В следующем выпуске рассылки Сергей Калинин напишет о фудзяньском жасминовом чае, приехавшим из все той же Америки, но уже из Чайна-тауна.
ЛИКЕРЫ К ЧАЮ
После годового перерыва, связанного с дурацкой суетой, я вернулся в этом году к изготовлению
спиртных напитков, которые, пожалуй, балансируют на грани ликера и наливки. Я пишу
о них здесь по двум причинам — первая в том, что клубничная и земляничная наливки
уже поспели и я их, кхм, дегустирую! Вторая — эти напитки лучше всего пьются с
чаем. И больше, пожалуй, ни с чем.
Делают эти штуки очень просто. Берется литровая банка, наполняется любыми ягодами
или фруктами (я в этом году 10 видов поставил), заливается водкой и настаивается 2-3 месяца (в зависимости от нежности ягод).
Через эти 2-3 месяца настой процеживается и разбавляется с теплым сиропом, сваренным
из сахара, до желаемой крепости (у меня 15-18 градусов). По бутылкам и в холодильник.
Сейчас еще можно будет сливы настоять
А потом — долгими зимними вечерами — эта штука (обязательно из холодильника) пьется
маленькими глотками и запивается неароматизированным горячим чаем без сахара. И это
просто праздник какой-то.
Да, тот год был очень наливочным. Видов десять, кажется, поставил.
КАТТИ САРК
Блуждая по сети в поисках материалов для нового чайного сайта (он уж близок ;), я
нашел очень интересный о знаменитом клипере «Катти Сарк» — настоящей легенде парусного
флота, история которого неразрывно связана с историей чая. Вот этот материал:
«Cutty Sark» («Катти Сарк») — единственный сохранившийся представитель
знаменитых быстроходных чайных клиперов XIX века. Название «Катти Сарк»
заимствовано из повести в стихах Роберта Бернса и в переводе с шотландского означает
«короткая рубашка» — так герой повести называл стремительно мчавшуюся за ним прекрасную молодую ведьму в короткой рубашке.
«Cutty Sark» построен в 1869 году в Глазго по проекту английского кораблестроителя Г. Линтона. Клипер обладал превосходными мореходными качествами. Ходил в основном
по двум маршрутам — в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. Расстояние в 19 тысяч
миль от китайского порта Фучжоу до Лондона парусник преодолевал за 107-110 дней,
ему принадлежал рекорд скорости на «шерстяном» маршруте Сидней — Лондон:
67 дней. В конце XIX века «Cutty Sark» продали в Португалию, переоборудовали
и назвали «Ферейра», а в 1922 году судно приобрел английский капитан У.Доумен.
В 1949 году клипер был передан Национальному морскому музею в Гринвиче, где установлен
в специально вырытом сухом доке. В 1952 году в Англии создано общество, поставившее
целью сохранить парусник и восстановить его в прежнем виде. В июне 1957 года восстановленный
клипер был открыт для обозрения.
Водоизмещение клипера 2100 тонн, длина 85 метров, ширина 11 метров, осадка 6,1 метра,
общая площадь 34-х парусов на 3-х мачтах 3350 м2, скорость 17-18 узлов, валовая вместимость
963 регистровых тонны, экипаж 28 человек, при перевозке шерсти — 19-20 человек.
За этой очень сухой справкой — целый этап увлекательнейшей чайной истории, связанный
с гонками чайных клиперов и установкой многочисленных рекордов. Об этих гонках мы
обязательно напишем на сайте — а пока — только справка ;)
«Катти Сарк» для меня — это легенда из детства. В 1980, кажется, году мне попала в руки богато иллюстрированная книга «Мир океана» с немного фантазийным (это я сейчас понимаю) рисунком клипера на целый разворот. Слова «Клипер Катти Сарк» звучали, конечно, как музыка, а сам корабль стал для меня одним из символов того волшебного мира, который в детстве ничуть не менее важен мира настоящего.
Когда в 2004 году мы оказались в Англии, то посетили Гринвич, где стоит «Катти Сарк». Небо было зимним и серым, корабль был, конечно без парусов и производил грустное впечатление (пересматриваем картину «Все в прошлом»). Но даже в таком виде и в таком окружении он был очень впечатляющим. И готовая уже было у меня теория о том, что текст, вдохновленный парусником, был написан в СССР, а не в Англии только потому, что Иван Ефремов видел «Катти Сарк» на картинках и с парусами, а англичане — живьем и без парусов, сразу оказалась никуда не годной.
В 2007 году на корабле был пожар, полностью изменивший планы реконструкции памятника. К 2012 году восстановление парусника было завершено и «Катти Сарк» вновь стал действующим музеем. Вот ссылка.