Комментарии от 30 июня 2015 года.
НАШ ЧАЙНЫЙ САЙТ
Итак, наш сайт («Чайный клуб Дениса Шумакова и Сергея Калинина») появился в сети в виде новогоднего подарочка, и отправился в свое плавание
(надеемся, долгое ;-)) по онлайновым волнам...
Teatips заработал в декабре 2000 года. 15 лет в этом году. Много.
Мы старались для ВАС, господа (и дамы!) чаеманы. И намереваемся еще и еще постараться.
Именно поэтому для нас так ценны ваши отзывы, впечатления и пожелания. Очень
надеемся, что сайт будет живым и развивающимся проектом.
Уже посыпались первые отзывы в гостевую книгу сайта. Помимо гостевухи гораздо
больше писем приходит на наши мейл-адреса. Многие вопросы повторяются, и именно
поэтому я отвечу на них в рассылке:
1) Пожалуй, самый популярный вопрос про ахроматический (черно-серо-белый) дизайн
сайта. Кому-то это нравится (стильно!), но многим не по вкусу. Может быть (!),
когда-нибудь (!!), когда недовольных будет очень-очень много (!!!), мы и переделаем
цветовую гамму сайта, но пока выслушайте наши соображения:
Во-первых, сайт не «черно-белый», а двухуровневый и вполне разноцветный! Для
получения разноцветных картинок нужно просто тыкаться мышкой в ахроматические
картинки. Говорят, физкультура полезна ;-)))
Во-вторых, черно-белые картинки первого уровня – маленькие по размеру и быстрее
скачиваются. А если у вас канал связи хороший, то вы легко и цветные посмотрите!
В-третьих, сайт изначально задумывался не как презентационный (чего презентировать-то!?
что такое чай, итак все видели ;-))), а как контент-проект. Именно для того,
чтобы картинки сильно не отвлекали внимание от текста, мы и сделали их ахроматическими.
В-четвертых, мы делаем умные лица, и говорим всем, кто не знает, что одна из
главных категорий восточной эстетики (а чай – оттуда!) – «простота», «безыскусность»,
«естественность» (цзы жань). Отсюда и ахроматический «простенький» дизайн...
Ну и еще беспомощность, конечно. Когда зачаточные представления о красоте присутствуют, а сделать красиво с использованием всего доступного арсенала средств не получается, приходится делать или миленько, или просто. Тяга к некродизайну, кстати, у меня не прошла. Вот, из недавнего.
2) Часто задают вопрос про «все одним файлом», про СД-версию, про написание книги о чае и т.п. Отвечу опять уклончиво: может быть, когда-нибудь...Мы не даем всю информацию с сайта «одним файлом» хотя бы потому, что сайт еще не доделан; там не хватает несколько планируемых нами разделов.
Не сделали. И сейчас не сделаем, несмотря на предусмотренную техническую возможность. Смысла нет.
3) Приходит довольно много отзывов о лингвистической стилистике сайта. Причем,
кому-то это нравится (пишут о «дружеском тоне», о «доступности и простоте речи»
и т.п.), а кому-то нет (пишут о «фидошном панибратстве», о том, что «дизайн профессиональный, информации много, а стиль общения как в курилке» и т.п.).
Вообще-то в названии сайта фигурирует слово «клуб»... А «клуб», как я понимаю,
это собрание близких, задушевно общающихся людей с общими интересами... Именно
поэтому большинство материалов написано в рамках стилистики разговорной бытовой
речи, что принято в общении с хорошими близкими друзьями, скажем, где-нибудь
на кухне за чашкой чая. Именно поэтому так много шуточек и откровенно авторской
отсебятины. И поверьте, мы не хотели этим «запанибратством» затронуть чье-либо
(несомненно достойное) самоуважение!
А вообще, это новое веяние в сайтостроительстве: если сейчас сайты делают в
различных кодировках, или делают несколько версий сайта для разных браузеров,
то пора начинать делать версии сайтов с одним контентом, но с разной стилистикой.
Например, для чиновников наш сайт назывался бы «Общее положение дел с потреблением
чая населением на территории РФ: перспективы и аспекты управления»; для научной
и околонаучной братии мы взяли бы название «Структурно-динамические аспекты
традиционного и постиндустриального тиконсуминга», ну и т.д. и т.п. Соответственно
названию, разной была бы и языковая стилистика: формально-канцелярская, научная,
публицистическая или др.
Самой, наверное, большой заслугой нашего сайта является создание прецедента рассказа о чае веселым человеческим языком.
4) Приходит много вопросов про информацию, про сам контент – что, да откуда, да как, и т.д. Отвечаю: чай любим и пьем уже не первый десяток лет; более 10
лет собираем самые различные сведения и материалы о чае. У меня, например, есть
довольно пухлая папка-подшивка со всякими вырезками, выписками, заметками и
т.п.
Разумеется, мы читали саму книгу, и учитываем информацию из замечательной книги В.Похлебкина о чае. Но, по мере возможностей, мы старались не пересекаться с
этой книжкой и не использовать на сайте информацию из нее (хотя кое-где на сайте
мы и ссылаемся на Похлебкина). В качестве совсем уж крамольной мысли добавлю, что Похлебкин далеко не идеален. Все-таки первое издание его книги «Чай» было
в 1972 г. (новые переиздания почти ничем не отличаются), а современная ситуация
с чаем (и с доступностью информации о чае) в России весьма изменилась.
Разумеется, мы использовали многие доступные нам зарубежные интернет-ресурсы
о чае. Разумеется, мы читали кучу книжек по кулинарии, где есть хоть что-то
про чай. Разумеется, мы общались (и надеемся на продолжение общения с ВАМИ!)
с множеством любителей и знатоков чая, и учитываем их мнения и советы.
В работе над созданием сайта использованы десятки (если не сотни!) самых разных
источников информации. Вполне может быть, что где-то что-то «узнаваемо», а что-то
мы просто не смогли включить в сайт. В любом случае, если вы где-то будете обнаруживать
информационные неточности и ошибки – пишите! Мы с удовольствием внесем нужные
исправления.
Только одна маленькая просьба: если вы уличаете нас в неточности и предлагаете
свою информацию по теме, просьба четко указывать источник данной информации.
Если мы прочитаем что-то типа «...это неверно, потому что мне так кажется...»,
то как супер-пупер крутые ;-)))) чайные эксперты мы этот частный отзыв просто
игнорируем.
А еще на нашем сайте писало и пишет о чае множество людей. И это тоже хорошо и правильно.
ШКОЛА ТИТЕСТЕРА (6)
Не успело наступить новое тысячелетие, как у меня дошли руки до продолжения
«школы титестера», предыдущий выпуск которой, помнится, был месяца 3 назад...
Сегодня мы поговорим про аромат чая. Описать аромат чая еще сложнее, чем его
вкус. Дело в том, что даже ученые до сих пор не создали точную классификацию
запахов. Этих классификаций существует множество, в них как правило выделяется
4-18 базовых запахов, а количество комбинаций этих базовых запахов может исчисляться сотнями. Например по классификации Х.Хенига базовыми запахами являются цветочный, фруктовый, пряный, смолистый и пригорелый.
Работа Хеннинга о разделении запахов по качественности ощущения (Henning H. Der Geruch. Lpz.: Barth) была написана в 1924 году, введенная им классификация в настоящее время считается неточной. Тем не менее. Хеннинг выделял шесть основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый) и вводил понятие «призмы запахов», через которую происходят взаимоотношения основных запахов. Несмотря на архаичность этой классификации, для начала размышлений о характере чайного аромата она подходит не хуже любой другой.
В чае могут (и должны!) быть выражены прежде всего цветочный, смолистый и фруктовый ароматы, и лишь в некоторых сортах – пряный (некоторые оолонги) и пригорелый (лапсанг сушонг).
Разного чаю мы с тех пор попробовали много — и я могу смело утверждать, что для хорошего чая пряный аромат (естественно, родной, а не привнесенный) — не редкость.
Почти все запахи объектны. Т.е., если говорить про растения, то конкретный его аромат определяется содержанием в нем эфирных масел (в основном). В настоящее время открыты сотни и даже тысячи эфирных масел, многие из которых являются уникальными и получают названия по имени того растения, в котором их обнаружили. Например, запах герани в основном определяется наличием эфирного масла гераниола; запах тимьяна (чабреца) – тимолом; запах мяты – ментолом и т.д.
Справедливости ради замечу, что эфирные масла — не единственный ароматический агент чая (особенно если не путать чай как растение и чай как готовый продукт)
Основная проблема с чаем заключается в том, что он не только поливкусовой,
но и полиароматический объект. В нем содержится довольно много эфирных
масел, которые могут придавать различным сортам чая самые сложные и причудливые
ароматические композиции (букет).
Кроме базовых ароматов чая (цветочного, смолистого и фруктового),
титестеры выделяют такие ароматы: цитрус (лимон, апельсин), герань, сирень,
цветы персика, земляника, роза, солод, корица, жасмин (без ароматизации)
багульник, черная смородина, мед, орех (миндаля) и др. Как правило, эти
ароматы очень тонкие (т.н. «ароматические нотки» или «акценты»), и нужно
иметь весьма тренированный нос, чтобы их выделить из общего букета.
Как правило, на Востоке самый дорогой чай – это именно тот, который
обладает изысканным ароматом (цветочный чай). Обычно неферментированные
(белый и зеленый) и полуферментированные (оолонги) чаи являются более
душистыми, чем простой черный чай. При этом у подобных чаев весьма сильно
и устойчиво пахнут и сухая заварка и настой, ароматы черного чая более
тонки, при неправильном заваривании и хранении черный чай легко и быстро
теряет свои ароматические характеристики.
Еще пока «оолонг». Немного этому термину осталось.
Опытные титестеры знают, что лучше всего оценивать запах чая с помощью... пустой чашки. Для этого чай (неразбавленную водой заварку) обычно наливают в пустую чашку (примерно на 1/3), споласкивают ее, и заварку выливают обратно в заварник, а чашку потом нюхают. При этом не забывайте, что аромат чая все время меняется и наиболее интенсивен в первые 2-3 минуты с начала заваривания.
Здесь бы еще, конечно, можно вспомнить про «чайное дно» — аромат пустой чашки, остающийся после того, как чай из нее выпит, а чашка немного постояла. Но, на мой взгляд, «чайное дно» — это совершенно отдельное чайное удовольствие, не очень связанное с собственно ароматом чая.
Для оценки запаха в стандартной титестерской методике используется
«полукруглая» пиалообразная чашка, которую споласкивают чаем, а потом
нюхают. В китайской церемонии гунфу-ча для «вкушения аромата», наоборот,
используются узкие бокалообразные янские чашки. Впрочем, если имеете хороший
нюх, то чашка – момент не принципиальный ;-))
В качестве резюме заметим, что правильно заваренный хороший чай: а) должен иметь яркий и сильный чайный аромат (гармоничное сочетание общечайных
запахов – цветочного, смолистого и фруктового); б) должен иметь
сложный ароматический букет, в котором, однако, должен быть выраженный
ароматический акцент (например, у качественных дарджилингов – это миндальная
нотка, у качественных ассамов – солодовая и т.п.) в) не должен иметь посторонних
запахов.
НЕЛЮТАЯ «ЛЮТА»
Любопытный отзыв о чаеторговой кампании «Люта» пришел от одного из читателей рассылки:
«Я купил на пробу несколько их чаев
из новой дорогой коллекции (29р./75г), в том числе китайские Pu Erh и
Oolong. И каково же было мое удивление, когда я обнаружил в этих разных с
виду пачках одинаковый чай (первый из названных). Я позвонил в офис «Люты»,
мне не поверили и предложили привезти показать, что я и сделал. У меня
состоялась беседа с ген. директором г. Романовым с распитием чая и
задушевной беседой о чае, после чего мне щедро отсыпали того улуна (Oolong),
которого не было в моей пачке, снабдили буклетами и календарями, в общем
обласкали. А из тех купленных чаев, что я пробовал, мне очень понравились
Assam, Дарджилинг Silver (есть еще Gold, директор его очень хвалит), Pu Erh
(очень своеобразный, как ему и положено), отчасти Садовая Мята (зеленый
ароматизированный), не очень Oolong и Gun Powder (зеленый порох)».
От себя добавим, что: а) молодцы они в «Люте», что ценят своих покупателей и
уделяют им такое душевное внимание! б) вообще, по моим стандартам (и это сугубо
личное мнение автора), фирма «Люта» занесена в «черный список» именно из-за
нестабильности качества продаваемых чаев. Иногда качество их чаев вполне достойное
(особенно указанных читателем сортов), но иногда – полный отстой. Иногда просто
создается такое впечатление, что чего-то не того в коробку насыпали; но нам,
в отличие от москвичей, до офиса фирмы неблизко... В целом, если брать соотношение
«цена/качество», то «Люта» здорово проигрывает даже майскому чаю, не говоря
уже о зарубежных фирмах; в) очень надеемся и верим, что в фирме «Люта» будет
не только качественное отношение к покупателям, но и к чаю.
Однако, пока писалась рассылка, от того же самого читателя пришло вот еще какое
письмо:
«Что касается «Люты»: я сам до недавнего времени по тем же причинам избегал
покупать их чаи, посмотрим, что будет с их новой коллекцией, о которой я писал.
Время покажет, но первое знакомство с их Дарджилингом и прямое сравнение его
с
упоминавшимся Вами чаем фирмы Newby (маркировка полностью совпадает с Вами
указанной) не выявило особого превосходства последнего во вкусе, я уж не говорю
о цене. Мое мнение разделяют и мои друзья-коллеги по работе, участвовавшие в
сравнительной дегустации».
Я, как оптимист и человеколюбец (и чаелюбец! ;-)))), верю, что «Люта» уже исправилась,
к тому же их новую чайную коллекцию мы еще не дегустировали (каемся...). Будем
надеяться, что их дарджилинг оправдает наши надежды!
Насколько я понимаю, компания «Люта» жива. Чайный ассортимент у нее не особенно богатый и интересный, но жива!
ПРОСЬБА
Всем! Всем! Всем!
В настоящее время мы завершаем работу над разделами сайта, которые называются «Эстетика» и «Ссылки».
В разделе «Эстетика» мы планируем разместить стихи, прозу, живопись, музыку и т.п. о чае, про чай, для чая; короче, все возможные «околочайные» достижения
искусства.
В разделе «Ссылки», разумеется, будут ссылки на отечественные и зарубежные сайты и интернет-странички о чае.
Мы просим всех поучаствовать в наполнении этих разделов сайта. С благодарностью принимаются как целостные материалы, так и просто подсказки типа «а хорошо бы
разместить ЭТО».
Комментарии: