СИБИРСКАЯ ЭКЗОТИКА
Я продолжаю эксплуатировать книгу «Чай в Сибири». Сегодня вашему вниманию я представляю
часть статьи Станислава Андреевича Гурулева, ученого секретаря музея «Тальцы»
«Чай по-сибирски». Сокращенный вариант этой статьи, кстати, был опубликован в
журнале «Химия и жизнь», номер 4 за 1979 год.
«Ранним утром, будучи на полевых работах по Верхней Ангаре, притоку Байкала,
мы оказались в селе Кумора, стоящем на берегу реки, текущей здесь медленно, плавно
и величаво. Некогда, в середине 17 в. енисейские казаки под предводительством
атамана Василия Колесникова основали Верхнеангарский острог, а со временем здесь
поселились крестьяне, занявшиеся хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей. Потомки
этих первых русских крестьян и сейчас составляют в селе большинство, отличаясь
неповторимым речевым выговором.
Зашел я к старому своему знакомому — Ферапонту Попову. Мы с ним одногодки, вместе
работали в окрестных горах, я — геологом, он — рабочим на лошадях, искали медь,
свинец да золото. Было что вспомнить.
У хозяйки, Ксении, чуть моложе своего мужа, был готов уже самовар. А когда я
достал из кармана фляжку со спиртом, она быстро сварила в самоваре, предварительно
помыв, яйца, на столе появилась зелень, огурцы.
За разговором время пролетело незаметно, и хозяйка спрашивает меня:
— Будете ли цай пить? Вам с молоцьком, или, вот, с сахарком или с конфетками?
— Конечно, с молоком.
И я смотрел, как быстрые руки хозяйки разлили по трем чашкам молоко, затем подставили
их под кран самовара, наполнив кипятком, и только после этого была добавлена
заварка из чайника-заварника.
— Ксения! А где вы научились именно так готовить чай — сначала молоко?
— Да мы всю жизнь так пьем, — вмешался хозяин. — Меня обуцила мама, а маму —
бабушка! — А если наоборот, сначала кипяток, а потом заварку? — Этак цай вкуснее,
а после кипятка — молоко, то и вкуса никакого, — отвечала хозяйка.
Так я впервые встретился с необычным приготовлением чая с молоком, чая по-сибирски.
Именно так готовят чай русские не только на Верхней Ангаре, но и в других районах
Прибайкалья.
Но такой способ приготовления был во многих местах забыт, и чай с молоком пьют
обычно, добавляя молоко последним.
Чтобы почувствовать различие в способах приготовления чая с молоком, надо, конечно,
испробовать, ведь это так просто сделать. Чай, приготовленный по старинному способу,
лично свидетельствую, ароматнее, душистее. Более того, в нем по-особому на вкус
ощущается молоко. Даже обыкновенное молоко из магазина напоминает в напитке чуть
ли не сливки.
Спрашивается, какая разница — лить молоко (или сливки) до или после кипятка.
Оказывается, существенная. Объяснить можно простой аналогией. Серная кислота
растворяется в воде довольно хорошо. Однако можно вливать только кислоту в воду,
если наоборот, то произойдет сильный разогрев и выброс, взрыв.
Вкусовые качества молока, передающиеся напитку, повышаются, вероятно, под влиянием
двух причин: теплового воздействия кипятка и механического перемешивания.
Молоко — это, как известно, вода (87.0%) и сухой остаток, в который входят жир
(3.9%), казеин (2.7%), альбумин и глобулин (0.6%), лактоза (4.7%), минеральные
вещества (0.7%). Жир находится в молоке в виде шариков, заключенных в тончайшую
оболочку из фосфолипидов и минеральных веществ. Струя крутого кипятка, вероятно,
обеспечивает более полное отделение жировых шариков от прочей смеси и разрушает
их оболочки. Поэтому на вкус ощущение жирности молока в чае повышается, хотя
общее количество жира, конечно, не меняется. Видимо, по той же причине гораздо
вкуснее чай с кипяченым или так называемым топленым молоком.
Тепловое воздействие на вкусовые качества молока в чае известно многим восточным
народам. Вот как, например, готовят зеленый чай — ногоон сай — буряты и монголы.
На 3 л воды кладут 200-300 г измельченного плиточного зеленого чая и некоторое
время кипятят, постоянно помешивая. Так устраняют горьковатый привкус, свойственный
зеленому чаю. Затем вливают 1.5-2 л сливок или молока и вновь кипятят, потом
солят по вкусу и добавляют топленое масло. В 1772 г быт бурят изучал И.Г.Георги.
В своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» он указывает,
что буряты пьют кирпичный чай и что вместо него могут заваривать листья багульника,
шиповника, брусники, бадана (чагирский чай), «балгу, пятимышника каменного и
кустоватого, каменного зверобоя, а иногда и из кореньев сердечной травы и черноголовнику».
Он также пишет: «То, или другое, варят они в открытых, водою налитых, горшках,
и к тому прибавляют молока, масла и несколько минеральной соли, которой в солончаках
Даурских Братских степей великое множество, а иногда мешают муку, от чего чай
густ бывает, и не только утоляет жажду, но и питает. Почему многие, во все лето,
большею частию, одним чаем, без всякой другой пищи, довольствуются».
|
||
чай :: рекомендации
чай :: новости и обновления
все новости...
|
|