Еще одна красивая страница английской чайной традиции связана с гонками чайных клиперов, которые проходили во второй половине 19-го века. Суэцкого канала тогда еще не было и корабли из Индии и Китая шли вокруг Африки. Около трех месяцев. Чай портился (море, сыро) и время в прямом смысле превращалось в деньги. Вот они и гонялись.
По прошествии века с лишним от этих гонок осталость только одно воспоминание. И то неправильное. Самым знаменитым чайным клипером стал, «Катти Сарк», который, по большому счету, на чайных гонках ничего выдающегося не показал. Однако сначала расскажем о нем все-таки знаменитость...
«Cutty Sark» («Катти Сарк») единственный сохранившийся представитель знаменитых быстроходных чайных клиперов XIX века. Название «Катти Сарк» заимствовано из повести в стихах Роберта Бернса «Тэм О`Шентер» и в переводе с шотландского означает «короткая рубашка» так герой повести называл стремительно мчавшуюся за ним прекрасную молодую ведьму в короткой рубашке. Вот как кончается эта повесть (перевод Маршака)...
«...Увы, еще перед мостом
Пришлось ей повертеть хвостом.
Как вздрогнула она, бедняжка,
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста!..
В последний раз, собравшись с силой,
Рванулась добрая кобыла,
Взлетела на скрипучий мост,
Чертям оставив серый хвост...
Ах, после этой страшной ночи
Во много раз он стал короче!..
На этом кончу я рассказ.
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой,
Пускай припомнит град, и снег,
И старую кобылу Мэг!..»
Ну это так, к слову...
«Cutty Sark» построен в 1869 году в Глазго по проекту английского кораблестроителя Г. Линтона. Клипер обладал превосходными мореходными качествами. Ходил в основном по двум маршрутам в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. Расстояние в 19 тысяч миль от китайского порта Фучжоу до Лондона парусник преодолевал за 107-110 дней, ему принадлежал рекорд скорости на «шерстяном» маршруте Сидней Лондон: 67 дней. В конце XIX века «Cutty Sark» продали в Португалию, переоборудовали и назвали «Ферейра», а в 1922 году судно приобрел английский капитан У.Доумен. В 1949 году клипер был передан Национальному морскому музею в Гринвиче, где установлен в специально вырытом сухом доке. В 1952 году в Англии создано общество, поставившее целью сохранить парусник и восстановить его в прежнем виде. В июне 1957 года восстановленный клипер был открыт для обозрения.
Водоизмещение клипера 2100 тонн, длина 85 метров, ширина 11 метров, осадка 6,1 метра, общая площадь 34-х парусов на 3-х мачтах 3350 квадратных метров, скорость 17-18 узлов, валовая вместимость 963 регистровых тонны, экипаж при перевозке чая 28 человек, при перевозке шерсти 19-20 человек.
Самое смешное, как мы уже говорили, что на чайных рейсах клипер использовался очень недолго и особой славы не снискал. Легендой он стал после того, как стал возить шерсть из Австралии. И, конечно, «Катти Сарк» это не столько чайная легенда, сколько легенда парусного судоходства. Но легенда красивая, спортивная и романтичная. И потом, черт возьми, это чайный клипер! Подробнее о нем можно узнать, посетив сайт музея «Катти Сарк» в Гринвиче и прочитав рассказ Ивана Ефремова...
Самыми знаменитыми чайными клиперами (кстати, от английского to clip срезать. Подразумевалось, что они «срезали» волны) были корабли «Ариэль», «Тайпинь» («Тайпэн», «Тайпин») и «Фермопилы». 30 мая 1866 года состаялась самая знаменитая гонка чайных клиперов, которую выиграл «Тайпинь», обогнавший «Ариэль» на 12 минут. Смое интересное в этой разнице то, что они плыли 99 дней. Суда выходили из порта с одним отливом и гонялись, часто совершенно не выпуская друг друга из вида. За победу в гонках и капитаны и команды получали порядочный денежный приз, а сам корабль «Голубую ленту», очень почетный и престижный вымпел. С открытием в 1869 году Суэцкого канала и появлением «грязных закопченных пароходов» гонки потеряли всякий смысл, хотя об этой потере говорили тогда, как о крахе целой эпохи. Ничего. Пережили. Хоть и жалко.