чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: доставка чая в россию. в кяхте...

Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами. Развьючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди — савошники. Их так называли по основному инструменту их работы — савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать — непонятно... «савошничество», что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.

Разгрузка китайских товаров в Кяхте.
Разгрузка китайских товаров в Кяхте.

После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели — ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они «ширили», то есть зашивали в кожу (по другим источникам — в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировке по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями.

Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, «Т.Н.» — «торговый нетоварный».

Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай). Кирпичный чай (который маркировался, например, «К.Ч.» — «кирпичный черный») требовал более муторной обработки. Его раскупоривали полностью — до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому — сначала в бумагу, потом в кожу.

Работа у савошников и ширельщиков была незавидная. Особенно у ширельщиков. Это в напитке чай — штука исключительно полезная. А как сырье, которое надо обрабатывать — штука для здоровья весьма неприятная. По меньшей мере, тогда был. В артелях работали по 12 часов (тогда так было принято — трудоголики все были), в полумраке, задыхаясь от запаха сырых кож и чайной пыли. А еще при прошивании кож очень часто ранились руки — нежно кожу не проколоть. Однако работа эта все равно была очень престижной. Во-первых, она обеспечивала постоянным заработком. Во-вторых — давала определенные социальные льготы. Такие, например, как пособие в случае женитьбы или в случае смерти родственников.