чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: чай на нижегородской ярмарке

Китайских товаров на Нижегородской ярмарке было достаточно много (шелковые ткани, одежда, клеенка, цветной шелк для вышивания по канве, жемчуг, фарфор, трубки, чубуки и пр.), однако чай составлял до 90% всего китайского привоза. Отношение к чаю на Нижегородской ярмарке характеризуется всего одним сюжетом — все приличные люди считали ярмарку действующей только после того, как на нее привозили чай — а не после официального открытия.

Китайские ряды на Нижегородской ярмарке. Фото XIX века.
Китайские ряды на Нижегородской ярмарке. Фото XIX века.

Как указывает Н. А. Бородицкая в историческом очерке «Нижегородская ярмарка» «К торговле чаем приступали [ежегодно — Д. Ш.] после продолжительных переговоров кяхтинских купцов с городовыми и партионными покупателями. Известие о «развязке чайного дела» мгновенно разносилось по ярмарке, миллионы, уплаченные за китайский чай, приводили в движение всю ярмарку. Кяхтинские купцы закупали и заказывали мануфактурные товары и пушнину, фабриканты и торговцы мануфактурных товаров расплачивались по своими кредиторами, покупали и заказывали нужное им сырье. Чай являлся своеобразным «рычагом, дававшим движение торговле». Среди покупателей Нижегородской ярмарки складывается мнение, что «чай на все цену ставит». Для обмена с китайцами на ярмарке закупалось одной только белки до 1 млн. шкурок, мерлушки — до 100 тыс., кочки — до 500 тыс. штук, плиса — около 4 млн. аршин, сукна — до 40 тысяч кусков, нанки — 540 тыс. кусков. Большим спросом у китайцев пользовались российские хлопчатобумажные ткани (нанка, плис, миткаль) и дешевые грубошерстные сукна».

В той же статье указано, что «Стоимость чая была высокой и для простого народа малодоступной. Ящик (цибик), содержащий в себе 50-55 фунтов чая, стоил к середине XIX в. в среднем 142 руб. 50 коп., а (фунт чая — 2 руб. 50 коп. (в переводе на 100 гр. — 60 коп), в то же время как 1 пуд ржаной муки в центрально-нечерноземной полосе России стоил в среднем 35 коп».

Однако к середине XIX века чай в качестве системообразующего товара стал уступать свои продукции текстилю. А после упомянутого уже разрешения на ввоз Кантонского чая (1862 год) чайная торговля на Нижегородской ярмарке и вовсе стала сходить на нет. Символом полного упадка чайной торговли на ярмарке стало разрушение в конце XIX века Китайских рядов.

Ну и последний эпизод бурной нижегородской жизни, имеющий прямое отношение к чаю. Несмотря на развитие экономических и юридических отношений, очень большое количество заключавшихся на ярмарке сделок основывались на честном купеческом слове. А любимым местом «ударов по рукам» были, наряду с трактирами и ресторанами, чайные, в которых сидели купцы и их молодцы-приказчики... Слово «купцы» прозвучало. Теперь придется про них рассказывать, тем более, что именно с купцами теснее всего связан третий момент чайной торговли — продажа чая населению.