Итак. Еще раз повторимся, что до середины XVIII века чай был большой редкостью и о широкой продаже его населению нечего было и говорить. Его продавали на ярмарках (как правило, крупными партиями), иногда в аптеках, лавках и на рынках, часто с другими травами. Хотя в 1674 году в Москве и очутилась большая партия чая, продававшаяся из-за отсутствия спроса достаточно долго и дешево, это был, скорее, эпизод. В общем и целом, чай был дорого и мало кому доступен. Так, например, в 1735 году за фунт чая (примерно 400 грамм) платили 15 рублей, за зеленый еще дороже. 15 рублей по тем временам бешенные деньги. На них можно было корову купить. И не одну, наверное (уточняем).
С середины XVIII века популярность чая начинает расти, во многом благодаря комплексному предложению, исходившему от некоторых чаеторговцев. Тот же Губкин предлагал своим покупателям не только чай, но и кучу утвари к нему. И в первую очередь самовары. Население, таким образом, оказалась в условиях, когда за него все решили. И напитком снабдили, и прибамбасами для пития только деньги плати. С точки зрения маркетинга ситуация получилась практически идеальной и в стране начали появляться первые чайные лавки. (Под страной, в данном случае, понимается, прежде всего Москва, об этом мы писали выше). Принято, кстати, считать, что в Петербурге чая практически не пили чуть ли не до XIX века, предпочитая ему кофе. Исследователи спорят по этому вопросу до сих пор. А у нас есть вот такое газетное объявление как раз из Петербурга XVIII века (оно, конечно, ничего не доказывает). «В Гостином Дворе между Суровской и Серебряной линиями в каменных овощных лавках под N 3 у купца Ивана Чирикина продается в шелковых коробочках самый лучший и редко ввозимый новопривезенный китайский чай, лазумест называемый».
Объявление это ценно для нас еще и тем, что в нем точно указана упаковка напитка шелковые мешочки, ныне окончательно ушедшие в прошлое. Только в XIX веке чай начал доходить до потребителей в столь привычном нам сейчас виде в пачках, коробочках и баночках. И с названиями, часто имеющими к качеству и сорту чая весьма отдаленное отношение. Были на рынке, например, такие марки чая: «Царский букет», «Царская роза», «Индийская роза», «Редкостный ханский», «Ханский розанистый», «Букетно-розанистый» и так далее. Как и сейчас, лучшие сорта чая часто продавали в стеклянных банках чтобы потребитель мог видеть, за что он платит свои деньги. Чаи попроще, рассчитанные на широкого потребителя, продавались под номерами от №1 до №6, первый номер соответствовал наивысшему качеству (под ним чаще всего продавались либо фирменные чай фирмы, либо лучшие китайские сорта).
Распространению чая способствовали и специализированные питейные заведения чайные, появившиеся во второй половине XIX века и ставшие официальными в 1880-х годах (эта официальность заключалась и в получении некоторых льгот).
Весьма примечательной для нас является деятельность Сергея Васильевича Перлова, продолжившего дело своего отца (о компании Василия Петрова мы писали в предыдущих разделах). Примечательна она, в первую очередь, тем, что именно он в конце XIX века приобрел участок на Мясницкой улице и выстроил там чайный магазин, стилизовав его под китайскую архитектуру. Этот магазин пережил весь неспокойный XX век и существует до сих пор. И неизменно пользуется популярностью любителей чая, хотя за последние годы несколько сдал я обязательно захожу в него при каждом своем визите в Москву, но ничего не покупал там уже около двух лет.
Что касается Петербурга, то там до начала 20-х гг. XIX в. чай продавался только в лавках Гостиного Двора. Первый магазин, торгующий чаем, был открыт на Невском проспекте у Аничкова моста купцом Белковым. Вскоре чайные магазины открылись по всему Петербургу. В 1887 г. чай в городе продавался в розницу в 272 специализированных магазинах, в 32 отделениях при фруктовых магазинах, в 157 фруктовых и колониальных магазинах и в 1400 бакаленых и мелочных лавочках. Вот так.