чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: краснодарский чай

История краснодарского чая началась в 1901 году, когда один энтузиаст основал небольшую чайную плантацию (0,5 га) в селении Солох-Аул. Звали его Иуда Антонович Кошман (в литературе его часто называют Иосифом — возможно, для большего благозвучия).

Получив первый «чайный» опыт при работе на плантациях в Чакве, он решился высадить сажени чая в Краснодарском крае. Следует отметить, что Краснодарский край — это самый север субтропиков. И, конечно, зона крайне рискованного чаеводства. Да и почвы там несколько отличаются от привычных для чая.

Однако кусты были высажены, чрез несколько лет дали первый урожай и с 1906 года И. А. Кошман начал продавать собственный чай. Однако в последующие годы особого развития краснодарское чаеводство не получило, потом случились всякие передряги и о Краснодаре, как о возможном чаеводческом регионе, вспомнили только после войны. Именно тогда появились плантации сразу в нескольких районах Краснодарского края общей площадью более 1500 гектар.

Так выглядел хороший краснодарский чай.
Так выглядел хороший краснодарский чай.

Еще раз напомним, что «северные» чаи имеют одно немаловажное преимущество перед «южными» — больший (как раз из-за более холодного климата) период вызревания чайного листа. Соответственно, всяких приятностей в таком листе накапливается гораздо больше. И при качественно обработке из краснодарского сырья мог получаться замечательный напиток. Что, собственно, и происходило. Лучший сорт — «Краснодарский букет» находился на уровне мировых стандартов, краснодарский чай продавался за рубеж, где купажировался с другими сортами. Причем использование его в смесях было самым почетным — его «разбавляли» менее качественными сортами.

До потребителей доходил чай «Экстра» — тоже весьма неплохой. Следует отметить, что краснодарские чаи обычно безобразно упаковывались — а все «северные» чаи очень чутки условиям хранения. Потому до потребителей он часто доходил подпорченным. Некоторым счастливчикам (среди которых и Сергей Калинин) посчастливилось попить краснодарского чаю прямо с фабрики. Вот что он об этом писал в одной из рассылок.

«Представьте себе, уважаемые читатели: в стране стремительно надвигается чайный кризис, во всех магазинах продается ужасающий грузинский чай, да и тот не всегда можно купить...

И вот, на фоне всего этого чайного беспредела, мы прямо в стаканах кипятим воду, потом засыпаем туда заварку и получаем... восхитительное чудо! Как сейчас помню, что был этот чай удивительно душистым, терпким, бодрящим, но больше всего меня поражал тогда цвет — настой получался малиново-красный, сверкающий на солнце словно рубин».

А так — плохой краснодарский чай.
А так — плохой краснодарский чай.

Вот так вот. А в 1990-х с краснодарским чаем стало все плохо. Мы отчетливо помним пачки с матрешками, в которых была такая дрянь, что у одного моего хорошего знакомого (Медведев! Ау!) родилась очень правдоподобная гипотеза появления этой гадости. Он утверждал, что этот чай получается путем перемалывания покрашенных в темные цвета матрешек.

Один из читателей нашей рассылки — Евгений (dagotea@sochi.ru) — рассказал о том, что происходит с Краснодарским чаем сейчас. Вот цитата из его письма.

«Единственная чайная плантация более менее производящая нормальный чай это Солох-Аул, если точнее «Солох-Аульский чайсовхоз».

Кстати, смею напомнить, что именно от этих плантаций и начал свой род «Русский чай» или «Краснодарский». Сохранился дом и самая первая плантация чая Иуды Антоновича Кошмана (по поводу имени отца Кранодарского чая возникают споры и до сих пор, но в метрике написано Иуда, в литературе встречается Иосиф). Дом в прошлом году (2000 — Д. Ш.) восстановили, сейчас там небольшой музей. Могила Кошмана, согласно его завещания, находится на этой плантации.

Так вот на чайных плантациях Солох-Аула выращивается нормальный Краснодарский чай, именно выращивается, делается подкормка, обрезка и т.д. Но не сил, не денег как обычно в нашей стране это бывает, у них нет. В прошлом году зелёного листа собрали порядка 30 тонн.

Чай собирается вручную. Перерабатывают на «Дагомысской чайной фабрике». Фасуют сами на весах «Попова». Пачка — мягкая упаковка, фольга и ленточка. На упаковке — производитель ЗАО «Солохоульский чайсовхоз». Но с таким урожаем на рынок чай не попадает».

Так что пока на единственный действительно русский чай можно только надеяться.