чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: история чая в цифрах. импорт, производство, цены, наши дни

Посмотри теперь, какие чаи ввозились в Россию раньше.

Структура импорта чая в Россию в 1900 и 1913 годах.
Структура импорта чая в Россию в 1900 и 1913 годах.

Структура импорта чая в Россию тоже весьма любопытна. В начале XX века наблюдался резкий рост доли прессованного чая в общем объеме импорта. Этого мы объяснить не можем. Ввоз зеленого чая с 1900 по 1913 год тоже увеличился — и абсолютный (более чем в два раза) и относительны. Но не так заметно, как кирпичного. В настоящее же время кирпичный чай в Россию практически не завозят, а доля зеленого чая в общем объеме импорта изменяется не систематически.

География импорта чая за последний век претерпела только одно, но очень серьезное изменение. Если в 1913 году китайский чай составлял 39% от общего объема ввозимого чая, то сейчас доля Китая в русском чайном импорте — всего 4%.

География импорта чая в Россию в 1913 году.
География импорта чая в Россию в 1913 году.

Это, на самом деле, самое печальное во всей этой статистике. Мы уже не раз говорили, что китайский чай — объективно самый лучший. И то, что основу чайного рациона россиян составляют, в основном, индийские и цейлонские чаи, наш чайный вкус не украшает. Но эта ситуация едва ли коренным образом изменится в ближайшие десятилетия — от ординарных китайских чаев мы уже отвыкли, а коллекционные отнюдь не всем доступны.

Цены за пуд чая в Санкт-Петербурге и Лондоне в 1913 году в пересчете на рубли. Пуд муки, кстати, стоил тогда 30-40 копеек.
Цены за пуд чая в Санкт-Петербурге и Лондоне в 1913 году в пересчете на рубли. Пуд муки, кстати, стоил тогда 30-40 копеек.

Будем надеяться на изменение ситуации. Есть, кстати, и еще одно направление, в котором можно надеяться. Посмотрите на цены на чай в Санкт-Петербурге и в Лондоне (в пересчете на рубли за пуд) в начале XX века. Чувствуется разница? На самом деле ситуация не сильно изменилась. Банка чая, которую нам привезли из Нью-Йорка за 2 доллара, в Москве стоила 20 долларов. Это, конечно, случай редкий и вопиющий, однако общую тенденцию отражает — чай в России дороже, чем во многих других чаепьющих странах. Мы даже не можем предположить, что может изменить эту ситуацию. Хотя, честное слово, юбидно до слез. Чаю-то хочется много и разного.

Валовый сбор чайного листа в России и СССР в тоннах.
Валовый сбор чайного листа в России и СССР в тоннах.

Любопытно также посмотреть на взлет и падение чайной промышленности в России — СССР — России. Диаграмма весьма красноречива и в особых пояснениях не нуждается. Отметим лишь, что валовый сбор листа нельзя напрямую сравнивать с количеством готового чая — эти две величины отличаются два-три раза (готового чая, конечно, получается меньше). Если мы примем во внимание этот «перерабатывающий коэффициент», то отметим, что в 1975 году отечественная промышленность удовлетворяла 20-30% всей потребности страны в чае. Сейчас — менее чем один процент.

И последние цифры, касающиеся уже непосредственно наших дней. По результатам исследования потребления безалкогольных напитков в России чай является бесспорным лидером. Это объясняется очень легко. С одной стороны, привычки и традиционная и приобретаемая популярность. С другой — относительная дешевизна. Только вот объемы этой популярности нас смутили. Взрослый россиянин в день выпивает, в среднем, пять чашек чаю. Даже не знаем, что и сказать. Если исключить офисные чаепития, то и у нас — больших любителей почаевничать — эти пять чашек в день не всегда образуются.

Безалкогольные напитки в рационе взрослого жителя России в наши дни.
Безалкогольные напитки в рационе взрослого жителя России в наши дни.

Вот такие вот цифры. При подготовке данного раздела мы использовали данные Центра АПЭ, материалы книг Ю. Иванова и В. Семенова, ряда других источников. Мы рады, что завершаем формальный раздел и переходим непосредственно к описанию русского чаепития. Но напоследок не удержимся от цитаты. Из самой что ни на есть научной книги всех времен и народов.

«Статистика знает все» (Илья Ильф, Евгений Петров).