чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: романтический взгляд на русское чаепитие

Первым в ряду рассказов о русском чаепитии будет материал И. Ефимовой, опубликованный 30 ноября 2001 года в газете «Новости Пскова». Мы приводим его (в сокращенном варианте) не только из патриотических соображений. Во-первых, псковские музейщики собирают материал по местным традициям чаепития и грозятся вскорости выпустить книжку. Во-вторых, этот материал, при всех его достоинствах, невольно романтизирует и стандартизирует русские обычаи чаепития, что характерно. В-третьих, в этом материале, в разговоре о русской чайной традиции, свалены в кучу и чай, и травные отвары и настои, и сбитни — что тоже встречается очень часто.

«...Ритуал чаепития в России был не менее впечатляющим, чем китайская чайная церемония. Сейчас подобное утверждение удивляет не только иностранцев, но и самих россиян, для которых вкус фанты, спрайта или кока-колы стал привычнее, нежели исконно русские напитки...

Как поведала нам Екатерина Арсеньевна Кришталь, у каждой хозяйки был свой секрет чая, передаваемый из поколения в поколение. «Покупной» чай был многим не по карману или недоступен вовсе. ...В целях экономии заморского продукта купцами и простым людом изобретались свои сборы чая. В их состав вводились душистые лекарственные растения различного спектра действия на организм. Каждая хозяйка знала, как получить тот или иной требуемый лечебный или общеоздоравливающий эффект, используя разные составы. Считалось, что чай лечит от семи недугов. Это было особенно актуально для жителей Северо-Запада, подверженных простудам в любое время года. При заварке чая наши предки использовали универсальную меру: перст. Под «перстом» подразумевалась щепотка, которая помещалась между большим и указательным пальцами. Таким образом, у каждого человека в зависимости от возраста и телосложения была своя индивидуальная мера, приносящая ему максимальную пользу.

Кучиков. Семья купцов Косиных за чаепитием
Кучиков. Семья купцов Косиных за чаепитием

Как гласят старинные летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот. У москвичей было принято пить чай четыре раза в день, а у псковичей шесть и более, особенно в дни поста. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. В исключительных случаях эта почетная обязанность возлагалась на любимую невестку.

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух горницы и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Дети тоже были полноправными участниками чаепития. Слушая «пользительные» беседы, они набирались уму-разуму, учились вести себя за столом: не болтать, не хохотать, уважать старших. Если за столом и возникали разговоры, то только благостные, призванные доставлять радость окружающим.

...Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, возраста и времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал юным псковитянкам становиться белокожими румяными красавицами. По преданию, «Татьянин чай» из трех видов клевера способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские» чаи часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. Наши предки знали и такие сборы чая, которые отпугивали даже кровожадный болотный гнус».

Вот так вот. Важно отметить, что этом материале, скорее всего, описана чайная культура среднего класса — небедных крестьян и горожан, небогатых купцов.