чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 121 (15.08.02). д. шумаков

САМОВАРНАЯ ЭПОПЕЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Я все не могу наиграться с самоваром – и потому продолжаю надоедать вам разными околосамоварными рассказами. Очень надеюсь, что сегодняшний – последний. Пора и честь знать ;)

Итак. В минувшие выходные мы компанией выехали на природу и я, пользуясь доступностью автотранспорта, прихватил с собой самовар. Веселье началось сразу после того, как мы погрузились и поехали. Бородатый мужик с самоваром и чрезвычайно довольной физиономией очень колоритно смотрелся по соседству с водителем. Зрелище это радовало и пешеходов и автолюбителей, но причиной ДТП, к счастью, не стало.

После прибытие на место постоянной дислокации все приличные люди начали готовить шашлык, а я начал топить самовар сосновыми шишками. То есть реализовывать еще одну мечту идиота.

Следует отметить, что топление самовара шишками скрывает в себе две хитрости. Первая – мелкая. И состоит в том, чтобы шишки поджечь. Делается это просто. Две шишки заворачиваются в бумагу. Первая «обертка» поджигается и бросается в кувшин самовара. Когда она разгорелась (почти сразу), туда же бросается и вторая. Когда и вторая загорится, можно спокойно насыпать шишки в кувшин до самого верха. И пригибаться. Потому что сразу после этого начнется вторая хитрость.

Шишки, особенно когда разгораются, очень дымят. Дым от них, правда, приятный (если он таковым вообще может быть). Густой такой, белый, с экологичным смолистым запахом. Но этот смолистый запах имеет под собой не менее смолистое основание. Я вот руку несколько раз над этим дымом подержал – и до сих пор не отмыл окончательно (понятно, кстати, почему у китайцев кожа желтая – они, наверное, поду веками на шишках кипятят ;) И смолистый этот аромат проникает и в чай. Так что при топлении самовара шишками имеет смысл заваривать только чаи с сильным ароматом и ярко выраженным вкусом – все тонкости все равны меркнут в шикарном шишечном дыму.

Ну а все остальное – просто шикарно. Представьте себе светлый сосновый лес, под крутым берегом – река, а на пригорке, засыпанном хвоей и шишками, стоит желтый блестящий самовар и дымит. А рядом с ним – три заварника под разные чаи... Песня. В эти выходные опять поедем ;)

МЫСЛЬ НИ О ЧЕМ
Я тут сейчас обрабатываю чайные рецепты для нового сайта. Вопреки ожиданиям, занятие это оказалось скучным и, сдается мне, совершенно бессмысленным. Изучил я уже около двухсот разных чайных напитков (в расчет принимаются только те, в которых присутствует чай – всякие травяные настои я пока откладываю в сторону) и ощущение у меня от всего этого осталось примерно такое же, как от прочтения «Камасутры». Любопытно, информативно, занимательно, прикольно, удивительно – но почти совершенно бесполезно, потому что больше одного раза вряд ли каждый из этих рецептов будешь пробовать. Ну объясните мне, какой смысл настаивать 20 грамм чая в половине литра коньяку? Я не понимаю.

Что любопытно, подавляющее большинство этих рецептов – европейского происхождения. Китайских и японских там практически нет. Это еще раз подтверждает, что западные люди постоянно гонятся за совершенством, усложняя разнообразные сущности, а люди восточные находят его в сущностях простых.

Кстати, о сайте. Мы собирались открыть его в августе. Но не откроем. Там еще нужно сделать много тупой работы, да и не сезон. Так что раньше конца сентября он едва ли появится.

О ВОДЕ И ХОНЕЙБОСЕ (ХЕНИГБУШЕ)
В качестве достойного завершения сегодняшнего выпуска с удовольствием предлагаю вашему вниманию выдержки из писем Павла Шведова (cypress7@mtu-net.ru), касающиеся выбора воды для чая и загадочного напитка хенигбуша, которые он прислал мне в ответ на прошлый выпуск (я там писал о «Старо-Мытищенской» воде).

«Являясь членом, сотрудником и постоянным гостем многих чайных пространств Москвы, могу сказать, что практически все из них пользуются водой из двух мест:

1) Вода действительно привозится с северо-восточного Подмосковья, но не из Мытищ (которые располагаются слишком близко к Москве), а из Пушкино (вода из артезианской скважины). Насколько «Старо-Мытищинская» бутилированная вода идентична по качеству Пушкинской артезианской, судить не берусь.

2) Родник в Покровском-Стрешневе. Главный минус – находится в пределах МКАД, т.е. практически на территории Москвы, хоть и в парковой зоне.

Первым источником воды для чайных пространств был родник в Покровском-Стрешневе. Им пользовались чайные клубы «Эрмитаж», на Лубянке и Бауманской. По некоторым сведениям, в клубе «Эрмитаж» был проведен своеобразный конкурс среди источников Московского региона, и была выбрана вода, наиболее подходящая для ведения чайного действа. Впоследствии воду стали доставлять из Пушкино. Связано это с тем, что вода в роднике в П.-С. иногда становилась мутной, с примесями песка, что выбивало из ритма жизнь чайных пространств. Но некоторые чайные, держась традиции, не перешли с родниковой воды на артезианскую.

На данный момент воду из Покровского-Стрешнево привозят в чайные клубы «У-Лун» и «Железный Феникс»; из Пушкино – в сад «Эрмитаж», «Чудеса Поднебесной», «Чжун Дао». В «Китайскую Чайную Коллекцию» и «Чайную Гору» вода привозится из обеих мест.

Если говорить о бутилированной воде, то, по моему опыту и опыту некоторых других ведущих чайного действа, лучше всего для чайных церемоний подходят «Шишкин лес» и «Черноголовская»...

Несколько дней назад я впервые попробовал очччень интересный напиток – в «хенигбуш». Пил я его на внутреннем чаепитии в одном из чайных пространств Москвы. Один из ведущих чайного действа решил попытаться сварить неведомое нами доселе растение. Эффект получился замечательным...

Ну, да по порядку. Продается хенигбуш в магазине «Чай-кофе» на Камергерском (здание МХАТа) и стоит всего 70 руб. за 100 г. Это единственное известное мне место в Москве, где продается сей продукт (если кто знает другие места — напишите). Собственно, хенигбуш в английском языке называется honeybush (что в переводе – «медовый куст»), и это название говорит само за себя.

Ну так вот. Сидим мы в чайном клубе, и варим. Варка проходила по правилам, используемым для приготовления чая на живом огне методом Лу Юя (кто был в чайных Москвы, тот имеет представление об этом): на живой огонь горелки был поставлен стеклянный чайник с родниковой водой. После приготовления воды настала очередь настаивания чая. Разлился легкий медовый аромат. Вода начала приобретать розовый оттенок, постепенно переходя в красно-фиолетовый. Все внимание участников чаепития было отдано неспешному танцу частичек чая. Сквозь красную пелену, под отблески свечи, «чаинки» хенигбуша опускались в неведомом танце. Постепенно на дно опустилась большая часть заварки, и мы попробовали получившийся настой. Таких незабываемых ощущеший от нечайных чаев я не получал давно...

Теплый настой мягко разливается по небу и гортани, неся чувство спокойствия и умиротворенности. После нескольких глотков начинаешь уходить в какие-то другие миры. Аромат – медовый, абрикосовый, сладкий. Вкус – легкий оттенок каркаде, мед, неведомые травы и цветы. Во вкусе ощущается, что основа состоит не из листьев, а из чего-то древесного. Расслабляюще-успокаивающий характер напитка несравним ни с чем другим.

После такого приятного во всех отношениях времяпрепровождения я попытался найти в Интернете хоть какие-нибудь сведения о чудесном растении. Вот некоторые из них:

Растет хенигбуш на южном побережье Африки (Капские области). Ботаническое название двух видов растения, из которых делают напиток – Cyclopia Intermedia & Cyclopia subternata. Весной куст хенигбуша покрывается желтыми цветами, издающими сильный медовый аромат (отсюда и название куста).

Местное население использовало хенигбуш в своих целях еще до распространения ройбоса. В отличие от «конкурента», хенигбуш практически не выращивается на плантациях, а растет в диком виде. Плантационное разведение началось только в 1996 году, и на следующий год был собран первый урожай «коммерческого» хенигбуша. Плантации возникали и расширялись с огромной скоростью, и сейчас даже существует Южно-Африканская Ассоциация производителей хенигбуша. Для приготовления напитка используются стебли, кора, листья и цветы (хотя в «московском» хенигбуше цветков не видно). Европейцы, можно сказать, только начинают открывать этот напиток, и замечательно, что мы не отстаем от них в открытии нового.

Если кто знает еще что-нибудь об этом напитке, то напишите мне. (cypress7@mtu-net.ru)»

Большое спасибо Павлу за содержательные, интересные и полезные письма. Хенигбуш достаточно долго простоял у меня на полке под названием «Хонейбос» (именно под этим «именем» продает его в компания «Самоваръ»). Вдохновленный рассказом Павла, я решил-таки его попробовать в минувшие выходные. Впечатления получились весьма приятные – хоть и не столь поэтические ;)