чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 133 (08.11.02). д. шумаков

ТРИ ГОДА
Вы будете смеяться, но наша рассылка выходит уже три года. Первый ее выпуск случился второго ноября 1999 года. Совершенно случайно вспомнил об этом непосредственно перед отправкой текущего выпуска...

БАНАЛЬНЫЙ ВКУСНЫЙ ЧАЙ
По самому разному поводу и уже много-много раз мы писали о том, что одна из главных приятностей чая – его изменчивость. Но кроме изменчивости самого чая постоянно меняется и наше отношение к нему. В частности – наш чайный вкус. Некоторое время назад я подробно расписывал эволюцию собственного чайного вкуса на протяжении последних десяти лет. Однако кроме столь глобальных изменений вкуса существуют и изменения маленькие – сезонные. В моем, например, случае, они проявляются в том, что летом я помногу и с удовольствием пью зеленые чаи. А зимой – черные, часто ароматизированные и сладкие. Чрезвычайно простым рецептом одного зимнего чая я и хочу поделиться, отчасти продолжая айвово-яблочную тему, начатую Сергеем Калининым в прошлой рассылке.

Все очень просто. При заваривании чая кроме собственно заварки положите в чайник три-четыре дольки сушеных яблок. Лучше всего – антоновки. И пусть такой чай с яблоками постоит на пару-тройку минут дольше обычного. Очень приятный напиток получится.

ИСТОРИЯ С СЕРВИЗОМ ОТ А. Ф. КОНИ
Давным-давно, когда моя потребность в чтении значительно превосходила количество окружающих меня книг, мне попался в руки томик произведений А. Ф. Кони – знаменитого российского юриста рубежа XIX-XX веков. Именно там я прочел историю с чайным сервизом, которую безуспешно разыскиваю вот уже несколько лет. Придется пересказывать по памяти, перевирая все на свете. Но история того стоит, хотя и имеет к чаю весьма опосредованное отношение.

Итак. Санкт-Петербург. В посольстве иностранного государства пропадает чайный сервиз изрядной ценности. Посол жалуется одному министру, тот – другому и, в конце концов, крайним оказывается шеф сыскной полиции Петербурга, которому дана неделя сроку. А не то – международный скандал. Он поднимает на уши всех своих агентов и все свои связи в воровском мире – и эти связи клянутся мамой, что сервиза «никто из наших» не крал. На ближайшем фарфоровом заводе срочно изготавливается сервиз, аналогичный пропавшему. Копия на пару дней отдается в пользование в ближайшее пожарное отделение. Благодаря заскорузлым рукам и жестким усам бравых пожарных сервиз приобретает вид бывшего в употреблении.

К шефу сыскной полиции приглашается весьма крупный купец, за которым, как принято, водятся мелкие грешки. Купцу сообщают, что у него послезавтра юбилей и что на этот веселый праздник приглашены посол иностранного государства и другие сотрудники посольства. Пока значительная часть посольства гуляет у ошалевшего купца, копия сервиза прячется в здании посольства.

Через неделю посол иностранного государства выражает министру восхищение работой петербургской сыскной полиции и сообщает, что сразу после того, как сервиз был «случайно» найден, один из служащих посольства признался в краже и указал, где спрятан второй сервиз.

МЕЛОЧИ
Просматривая многочисленные материалы о чае, изложенные в стиле «полезных советов» и «хозяйке на заметку» иногда натыкаешься на достаточно любопытные факты. Вот, например.

Жевание сухого зеленого чая помогает справиться с тошнотой и может быть рекомендовано при морской болезни и беременным женщинам (при отсутствии противопоказаний и в небольших количествах).

Японские ученые установили, что у женщин, регулярно пьющих зеленый чай, рождаются более крупные дети.

Голландские ученые утверждают, что ежедневное употребление четырех стаканов чая и съедание одного яблока или головки репчатого лука снижает риск схлопотать инфаркт миокарда вдвое.

Употребление чая с молоком способствует лучшему усвоению последнего.

Канадцы установили, что регулярное употребление чая может снизить степень разрушения мозговой ткани при инсульте.

Вот такие вот «хозяйкам на заметку». Самое смешное, что ни один их этих советов мне на собственной шкуре проверять не приходилось. Но любой «полезный совет», который можно проверить, сразу перестает быть «полезным советом». Это еще Аверченко заметил ;)

КАК Я ДЕЛАЛ КАЛЕБАС
Калебасы, как известно, делают из тыквы-горлянки. Простым извлечением из оной тыквенных внутренностей и некоторым оформлением горловины. Например, с помощью каких-то там железок. Некоторое время назад я решил сделать калебас в домашних условиях. Но, за неимением тыквы-горлянки, воспользовался декоративной тыквой грушевидной формы, которую преподнес мне в подарок Сергей Калинин. Сразу признаюсь, что подарок оказался безнадежно испорченным.

С вскрытием тыквы проблем не возникло никаких. Отрезал горловину, залез внутрь ложкой, некоторое время выковыривал из нее внутренности. Удачно. На этом этапе я был преисполнен оптимизма – все получалось просто замечательно. Однако после того, как внутренности были извлечены, стало совершенно непонятно, что делать дальше. Во-первых, будущий калебас был не слишком презентабельным внутри – весь в каких то жутких тыквенных волокнах. Во-вторых, он явно нуждался в сушке. Я решил, что после того, как я высушу калебас, окончательно вычистить его изнутри будет очень просто.

Сначала я пытался сушить его над газом – но это занятие меня быстро задолбало – слишком долго сушить нужно. Потом я решил положить будущий калебас на батарею – и подержать его там несколько деньков.

Тут-то все и накрылось медным тазом. Калебас сморщился и всячески потерял товарный вид. Наверное, все дело в тыкве...

ЧАЙ «НА ДОРОЖКУ»
Есть такой простой и не очень понятный обычай – присесть на дорожку. Его тайный смысл, должно быть, давным-давно утерян и в этом приседании чаще всего сокрыта примета, обещающая удачное путешествие.

Я не очень часто уезжаю из дому больше, чем на сутки. И всякий раз, собираясь в относительно дальнюю поездку, завариваю себе «чай на дорожку». В таком чае прячется сразу несколько тайных смыслов и один явный – желание вернуться домой и снова заварить привычный домашний чай.

Понимая, что в ближайшее время у меня не будет особой возможности выбирать чай и вообще привередничать, я завариваю какой-либо особенный чай. Чаще всего это какой-либо понравившийся чай, которого уже осталось совсем немного – на одну заварку. И эти остатки уже давно сберегаются на особый случай. И отъезд из дома как раз и становится этим особым случаем.

Такой чай-напутствие нужно заваривать, строго соблюдая правила и не пренебрегая даже самыми мелкими мелочами. И ценя возможность соблюдать и не пренебрегать. В полосе отчуждения, что ждет впереди, такой возможности не будет. Конечно, железнодорожные женщины с удовольствием предложат железнодорожного чая из железнодорожной воды. И в нем, наверное, есть свое очарование. Но, увольте... Дома чай всегда вкуснее...

Сейчас, когда я пишу эту рассылку, мне остается час до поезда. На пару дней я уезжаю в Москву. Опять привезу чая, опять буду его пить, опять напишу о своих впечатлениях. Но все это будет потом – когда я вернусь. А сейчас я пью дарджилинг с плантации Бадантам с удивительным цветочным привкусом. Я заварил его не слишком крепко. И пью его, конечно, без сахара. И ничем не заедаю. Пусть это будет просто чай.

Чай, к которому хочется возвращаться.