Я не стану утверждать, что блины – лучшая из известных мне закусок к чаю. Хотя руки и тянутся к соответствующим клавишам. Но я себя контролирую – потому что прекрасно знаю, что бывают чаепития, когда блины совершенно неуместны. И бывают закуски, которые к определенным чаям и в определенных условиях бьют блины по всем статьям.
Однако я столь же хорошо знаю, что бывают случаи, когда блины наиболее, исключительно и чрезвычайно уместны. Причем случаи эти могут быть связаны и с космическими причинами (масленица), и с причинами локальными (самоварное чаепитие), и с причинами сугубо личными (душа просит – нету моченьки). Так что сказать несколько емких абзацев о блинах нужно обязательно.
Прежде всего, отмечу, что речь пойдет о блинах больших (во всю сковородку) и тонких (около 1 мм). Других блинов не бывает. Эти большие и тонкие блины правильны еще и потому, что исключительно символичны. В готовом виде они являются символом солярным. С одной большой проеденной дыркой посередине – символом вагинальным. Будучи свернутыми в трубочку – символом фаллическим. Ну а если в блине проесть дырки под глаза, нос и рот, то оный превратится в простейшую маску, которая, если верить Леви-Строссу, является одним и первых признаков человеческой культуры.
Выпекание больших и тонких блинов требует определенного навыка и хорошего оборудования. Даже при правильно приготовленном тесте (этот процесс тоже требует определенного опыта) у человека, никогда блинов не пекшего, это простое действие вызовет определенные затруднения. Которые, однако, будут успешно преодолены блину к пятнадцатому. Что же касается хорошего оборудования, то при нынешнем развитии тефалевских сковородок использовать другие может и романтично, но бессмысленно.
Все начинается с опары. Кажется, именно так называется тесто для блинов – я не уверен. Для приготовления теста нужно взять достаточную емкость, влить туда литр молока, всыпать чайную ложку соли и столовую ложку сахара. Затем добавить разрыхлитель теста (его количество зависит от самого разрыхлителя, нужно ориентироваться по данным на этикетки) или немного соды (на кончике ножа), погашенной уксусом. И начинать добавлять муку.
Мука, кстати, должна быть обыкновенная – просто высшего сорта («Макфа» подойдет, сто тысяч миллионов производители этой муки могут положить в мой почтовый ящик). Никакой блинной муки покупать не надо. А если уж купили, то следуйте тем рекомендациям, что приведены на упаковке, а не тем, что вы сейчас читаете.
Муку нужно добавлять небольшими порциями – например, по три столовые ложки с верхом. И после каждой порции перемешивать тесто с помощью миксера – иначе придется бороться с комками. После добавления шестой столовой ложки муки начинается шаманство. То есть нужно подсыпать муку и контролировать консистенцию теста. На глазок (это еще один процесс, требующий опыта). Тесто должно быть не сильно жидким (иначе блины будут очень тонкими и будут рваться при переворачивании) и не слишком густым (иначе вы задолбаетесь размазывать тесто по сковороде, а если и размажете – то блины будут толстыми и будут плохо пропекаться). Можно сказать, что консистенцией блинное тесто должно быть близко к кефиру (который, правда, тоже разный бывает) и как правило получается таковым от пяти с верхом столовых ложек муки на литр молока.
При постепенном добавлении муки и размешивании теста нужно помнить, что в последнее еще нужно будет добавлять яйца – а они всю эту канитель немного загустят. Так что муку нужно перестать добавлять, когда тесто чуть жиже нужного. После чего вколотить в него пять маленьких яиц или четыре больших (яйца нужно добавлять после того, как мука разошлась, чтобы все тех же комков не было). Ну и опять взбить все это тесто. И оставить его минут на пять – этих минут как раз хватит, чтобы сковороды (или сковорода) более или менее прогрелась.