чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 176 (04.09.03). д. шумаков

КИТАЙСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
Сегодняшний выпуск рассылки получился изрядно китайским. Связано это, главным образом, с тем, что вот уже на протяжении двух недель я с неизбывным удовольствием читаю «Китайскую цивилизацию» В. В. Малявина. И постоянно встречаю там «чайные» цитаты. Некоторые из них я уже публиковал в рассылках, некоторые опубликую только сегодня.

Любопытно, что сам автор о чае больше всего пишет вовсе не в разделах о китайской кухне или сельском хозяйстве. Но в главе, посвященной дружбе. И пишет вот что.

«Для понимавших друг друга друзей не было нужды в обильных закусках. Их могла заменить чашка чая – простейший символ радушия и духовной утонченности в китайском быте. Конечно, китайцы не были бы китайцами, если бы не совмещали должное не только с приятным, но и с полезным: чай – напиток и вкусный и целебный. Готовясь к чаепитию, важно было подобрать нужный сорт чая, иметь подходящую воду и даже топливо. Воду для заварки предпочитали брать из горного ручья или родника, зимой же растапливали снег, считавшийся «семенем пяти видов хлебов». Находились гурманы, которые добывали воду для чаепития каким-либо экзотическим способом – например, собирая росу на бамбуке. В чаепитии, конечно, не обходилось без обычной церемонности: хозяин должен был дожидаться, пока гость первым не пригубит из своей чашки, а гостю следовало хвалить вкус хозяина. Подавать и принимать чашку следовало двумя руками. Аромат бодрящего напитка, отличавшийся почти бесконечным разнообразием оттенков, форма, материал и цвет чайной посуды подчинялись требованиям стильности и символизировали чувства друзей, придавая беседе еще более интимное звучание. За чаем, писал в XVI в. ученый Ту Лун, «Глубоко проникаешь в душу, соприкасаешься с сердцем собеседника, пить же чай с неподходящим человеком – все равно что сталактитовой капелью (то есть «молоком матери-земли». – В. М.) поливать бурьян».

Хорошая книга, короче говоря.

ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Совсем недавно я перечитывал оруэлловскую «Чашку отличного чая», я вдруг обнаружил, что его советы и рекомендации нуждаются в некоторых уточнениях, которые связаны, главным образом, с тем, что наступили другие времена. Я попытался прокомментировать его эссе, однако очень скоро эту затею оставил, потому что безобразие это – комментировать то, что хорошо и без комментариев.

И решил сформулировать несколько простых правил заваривания и пития черного чая. Их получилось девять, и пока я считаю их соблюдение чрезвычайно важным. Только если они все выполнены, можно уделять внимание таким нюансам, как прогрев заварников, накрывание их салфеточкой и т.п.

С удовольствием представляю эти девять правил на ваш суд.

1. Настоящее удовольствие от пития чая можно получить только тогда, когда на вашей полке стоит несколько сортов чая и вам есть из чего выбрать.

2. Вода должна быть водой. Это банально, но с распространением водопроводов (с хлорами и прочими менделеевскими элементами) получить жидкость без цвета и запаха иногда бывает затруднительно. Пользуйтесь фильтрами, покупайте воду, ищите хорошие родники с мягкой водой, не используйте чайники с большим количеством накипи.

3. Вода не должна перекипать. Вовсе не обязательно ловить «белый ключ». Пусть чайник нормально закипает – но кипеть двадцать минут ему не нужно. И второй раз кипятить воду ни к чему.

4. Заварочный чайник должен быть фарфоровым, глиняным или стеклянным. И не должен ничем пахнуть. И, конечно, не должен придавать чаю никаких посторонних вкусов, как это часто бывает с металлическими заварниками или с заварниками с пластмассовыми частями.

5. Чай лучше пить из чашки, а не из кружки. Чашка, по возможности, должна быть тонкостенной. Чашка в ширину больше, чем в высоту. А кружка – наоборот. Стаканы и вовсе оставьте для поездов и неправильно информированных ретроградов.

6. Если вы что-то будете добавлять в чай (сахар, молоко, лимон, спиртные напитки) лучше сделать его покрепче. Если вас интересует вкус собственно чая, не делайте его особенно крепким.

7. Подождите, пока чай немного остынет. Незачем обжигаться благородным напитком – для этого и обычный кипяток подойдет.

8. Никаких «вторячков»! Не ленитесь заваривать свежий чай и для себя и для гостей.

9. Не сосредотачивайте внимание на чае, когда пьете чай. Отвлекайтесь. Беседуйте, читайте, слушайте музыку, соблазняйте женщин (мужчин) – именно тогда чай будет самым вкусным.

КИТАЙСКИЕ ЦИТАТЫ
Как и было обещано в начале выпуска...

«Чжоу Игун, человек сунской династии, послал в подарок бедному другу чайную чашку из фарфора. Когда тот налил в чашку чай, из нее вдруг вылетела пара журавлей. Журавли стали кружить по комнате и улетели только после того, как чай был выпит». Чжу Янь. «Рассказы о керамике». 18 век.

«Лучше всего встречаться с красавицей так: воскурив благовония, пить чай, неспешно беседовать и наслаждаться в сердце. Менее изысканная встеча – гулять с красавицей вдвоем, взявшись за руки и разговаривая. А хуже всего вместе с ней наедаться до отвала и напиваться допьяна». Вэй Юн. «Книга женских прелестей». 17 век.

«У окна хорошо слушать шум дождя в бамбуковой роще. Сидя в беседке хорошо слушать шорох ветра в соснах. В кабинете хорошо слушать, как растирают тушь. Сидя в кресле, хорошо слушать шелест книжных страниц. При луне хорошо слушать звуки лютни. В снегопад хорошо слушать, как заваривают чай. Весной хорошо слушать звуки свирели. Осенью хорошо слушать звуки рожка. Ночью хорошо слушать, как выбивают белье...» Лу Шаоянь. 16 век.

ОСЕНЬ. ПАУКИ НА КОНОПЛЕ
Хотел в конце выпуска написать что-либо глубоко лиричное, связав эту глубокую лирику с наступлением осени. Ну там, знаете, березы желтеют прядями, вечерами в окнах многоэтажек отражаются телевизоры, ты на эти отражения засматриваешься и вступаешь в лужи. На асфальтовых дорожках цепенеют от холода ящерки. А если взять их в руки и подышать на них, то они оживают и убегают...

Только радоваться наступлению осени в этом году совсем нет никаких сил. Сыро, гадко и холодно. Хочется тепла и хоть какого-нибудь, пусть даже самого завалящего, бабьего лета.

Так что закончу сегодняшнюю рассылку я наркоманской народной китайской частушкой, вычитанной все в той же «Китайской цивилизации».

«На высокой-высокой горе стоит конопля,
Взобрались на нее два паука.
Один паук захотел выпить вина,
Другой паук захотел выпить чаю...»

Эх... Справедливости ради отмечу, что частушка эта, на самом деле, вовсе не наркоманская. Коноплю в Китае, использовали, главным образом, для выделки пеньки, а не для производства анаши с гашишом.