Приложение к письму ГТК России от 27.02.2003 № 01-06/8166
«Информация об отдельных товарах, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 и 0902 30 000 ТН ВЭД России»
По данным маркетинговых компаний, осуществляющих постоянный мониторинг практической деятельности в чайной промышленности, торговые марки чая, представленные на российском чайном рынке, могут быть разделены на три основных ценовых класса: эконом, средний, премиум (дорогой или элитный).
В «эконом» класс чайного рынка входят торговые марки: «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява», «Гранд», «Восточный купец», «Тот самый», «Бодрость», «Лисма», «Беседа».
В «средний класс» чайного рынка входят торговые марки: «Принцесса Нури», «Баловень», «Майский чай», «Джей» («Jay»), «Импра»(«Impra»), «Брук Бонд» («Brook Bond»), «Липтон» («Lipton»), «Ахмад» («Ahmad»), «Золотая чаша», «Чайная долина», «Бомонд», «Никитин», «Амтел», «Чудеса света», «Императорский чай», «Хилтоп» («Hiltop»), «Акбар» («Akbar»), «Дилма» («Dilmah»), «Маброк» («Mabroc»), «Батик» («Batik»), «Пиквик» («Pickwick»), «Гордон» («Gordon»), «Эдвин» («Edwin»), «Ристон» («Riston»), «Милфорд» («Milford»), «Шери Ти» («Shere Tea»), «Кволити» («Qualitea»), «Шелтон» («Chelton»), «Милагра» («Milagra»), «Мастер Тим» («Master Team»), «Тетли» («Tetley»), «Монарх» («Monarch»), «Хеладив» («Heladiv»), «Реал» («Real»), «Кама Сутра» («Kama Sutra»), «Альбион» («Albion»), «Олинда» («Olinda»), «Цейлон Ги Гарден» («Ceylon Tea Garden»), «Бета» («Beta»), «Кинг Равана» («King Ravana»), «ГР» («GR»), «Нести» («Nestea») и другие.
В «премиум» класс чайного рынка входят торговые марки: «Ньюби» («Newby»), «Роннефельд» («Ronnefeld»), «Млесна» («Mlesna»), «Мессмер» («Messmer»), «Джексон» («Jackson»), «Твайнингс» («Twinings»).
Определяющими факторами для цены чая являются: стоимость сырья, страна-производитель, торговая марка, вид и размер потребительской упаковки, а также использованные для упаковки материалы.
Стоимость сырья (очищенное, скупажированное, ароматизированное и т.п.) в основном зависит от страны происхождения и, как правило, колеблется от 0,8 до 1,8 доллара США за кг, возрастая при ароматизации.
Промышленным разведением чая занимаются следующие страны: Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Кения, Бангладеш, Вьетнам, Грузия, Азербайджан, Малави, Турция, Папуа Новая Гвинея, Аргентина, Танзания, Уганда, Иран, Япония. При этом основными странами, производящими чай, являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Кения, Бангладеш, Вьетнам.
Для ценообразования чайной продукции немаловажное значение имеет торговая марка, а также употребление логотипов чайных отраслей стран-производителей (например, наличие цейлонского льва на упаковках определенных сортов чая из Шри-Ланки).
Фасованный чай (пакетированный и непакетированный) поступает в Россию как из стран, производящих чай, так и из стран, в которых чай не произрастает, но в которых традиционно развита чаеразвесочная промышленность. Это, прежде всего, страны ЕС и Восточной Европы. Наибольший объем чая в Европе производят Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция, Польша, Венгрия. При этом польский рынок чая ориентирован на самое дешевое сырье, германский и венгерский – состоят в основном из травяных и фруктовых чаев.
На механизм ценообразования чая страна-производитель оказывает большое влияние, т.к. в странах Европы стоимость труда и доставки сырья значительно выше, чем в странах, непосредственно производящих чайное сырье. Стоимость чая, произведенного в стране-производителе чайного сырья, значительно ниже, чем стоимость чая, произведенного в стране, импортирующей чайное сырье. К тому же европейские производители, как правило, используют более дорогое сырье.
При анализе заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, классифицируемых в подсубпоэициях 0902 10 000 9 и 0902 30 000 9 ТН ВЭД России, чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный или в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, упакованный способом, отличным от товаров, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России, следует обращать внимание на вид потребительской упаковки. С учетом мировой практики торговли чаем можно выделить следующие основные виды, различающиеся по себестоимости фасовки:
– чай, расфасованный в мягкие пакеты;
– чай, расфасованный в картонные коробки;
– чай, расфасованный в жестяные банки.
Фасовка в жестяные банки увеличивает стоимость чая по сравнению с картонными коробками и мягкой упаковкой за килограмм нетто-массы товара.
На стоимость чая также влияет размер потребительской упаковки. В Россию непакетированный чай поступает в виде упаковок массой 50 г, 100 г, 200 г, 250 г, 500 г, 1 кг. Причем чем меньше размер потребительской упаковки, тем она дороже за килограмм нетто-массы товара.
Анализ заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России, чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный) или частично ферментированный, в первичных упаковках массой нетто не более 3 кг в одноразовой упаковке, следует осуществлять с учетом того, что упаковка чая в фильтр-пакеты требует применения высокотехнологичного оборудования и предполагает затраты на дорогостоящие расходные материалы (фильтр-бумага), что повышает цену на готовый товар по сравнению с непакетированным чаем.
По технологии производства различают следующие виды пакетированного чая:
– однокамерные и двухкамерные пакетики;
– пакетик без нитки и ярлыка и пакетики с ниткой и ярлыком;
– пакетик, запечатанный скрепкой, и пакетик, запечатанный термическим способом;
– пакетик в конвертике или без него.
При этом следует учитывать следующее:
– двухкамерный пакетик – более дорогой, чем однокамерный, поскольку требуется больше бумаги;
– пакетик без нитки и ярлыка более дешевый, чем пакетик с ниткой и ярлыком;
– пакетик во внешнем конверте – более дорогой, чем пакетик без конверта.
Для фасовки чая в пакетики, как правило, используется фильтр-бумага. Однако некоторые мировые производители, работающие в элитном сегменте, используют для изготовления пакетика специальные ткани, что приводит к увеличению стоимости продукции. Внешний конвертик, как правило, изготовлен из бумаги. Однако работающие в элитном сегменте чайного рынка производители используют для изготовления конвертов металлизированную пленку или фольгу. Это приводит к увеличению стоимости пакетированного чая за килограмм нетто-массы товара.
Размер потребительской упаковки (количество пакетиков в коробке) также оказывает влияние на стоимость товара. В Россию пакетированный чай поступает в виде упаковок по 10, 20, 25, 40, 50, 100, 200 чайных пакетиков в картонной коробке, при этом чем меньше количество пакетиков в коробке, тем выше стоимость чая за килограмм нетто-массы товара.
В целях контроля заявляемой декларантом таможенной стоимости рассматриваемого товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, приводим средние цены чая пакетированного и непакетированного в зависимости от «ценового класса» и страны-производителя (в долларах США). Приведенная ориентировочная ценовая информация подразумевает условия поставки франко-граница Российской Федерации (DAF). Цена указана за килограмм нетто-массы товара без учета какой-либо упаковки. «Э» – эконом класс, «С» – средний класс, «П» – премиум класс.
Наименование товара | Код товара | Э | С | П |
Чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, упакованный способом, отличным от товаров, классифицируемых в подсубпозициях 090210 000 1 и 0902 30000 1 ТН ВЭД России, происходящий из стран произрастания чая, а также из других развивающихся стран, пользующихся режимом преференции. | 0902100009, 0902300009 | 1,8 | 2,0 | 3,3 |
Чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, упакованный способом, отличным от товаров, классифицируемых в подсубпозициях 090210 000 1 и 0902 30000 1 ТН ВЭД России, происходящий из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Польши, Венгрии, а также других стран, не пользующихся режимом преференций. | 0902100009, 0902300009 | 3,0 | 3,7 | 5,5 |
Чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг в одноразовой упаковке, происходящий из стран произрастания чая, а также из других развивающихся стран, пользующихся режимом преференции. | 0902100001, 0902300001 | 3,5 | 3,9 | 5,5 |
Чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг в одноразовой упаковке, происходящий из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Польши, Венгрии, а также других стран, не пользующихся режимом преференций. | 0902100001, 0902300001 | 5,0 | 6,0 | 8,0 |
При осуществлении контроля таможенной стоимости чая необходимо учитывать, что наряду с «относительно дешевыми» сортами и видами чая на территорию Российской Федерации ввозятся значительно более дорогие элитные сорта чая. Например, такие как «Цветок сливы» / «Green Plum» (нежные чайные завязи, связанные вручную в форме цветка сливы), «Белая почка» / «Needle of White Tea» (белый чай высочайшего качества из покрытых серебристым пушком чайных почек) и многие другие чаи, представленные на выставке «Экспоцентр», проходившей в феврале 2003 г. в г. Москве, предлагались по ценам от 130 и выше долларов США за 1 кг веса.
Отдельно следует отметить, что, как показывает практика, сезонные колебания цен на чайных аукционах не оказывают одномоментного серьезного влияния на себестоимость готовой продукции. О колебаниях цен на мировых чайных аукционах и, вследствие этого, о тенденциях, влияющих на локальные чайные рынки, можно говорить только во временных категориях от года и больше.
Кроме того, при осуществлении контроля таможенной стоимости чая зеленого (неферментированного) в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг и чая черного (ферментированного) или частично ферментированного, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, классифицируемых соответственно в подсубпозициях 0902 10 000 и 0902 30 000 ТН ВЭД России, следует иметь в виду следующее. Как показывает результат анализа данных импорта чая на таможенную территорию Российской Федерации, около 67% от общего объема ввоза занимает прочий чай черный (ферментированный) и частично ферментированный (0902 40 000 0 ТН ВЭД России). Исходя из объемов ввоза и того факта, что на данный товар установлена 5% ставка ввозной таможенной пошлины и сложившийся уровень цен является наиболее низким в рассматриваемой товарной позиции 0902, товар, классифицируемый в подсубпозиции 0902 40 000 0 ТН ВЭД России, может выступать в роли товара «прикрытия» по отношению к другим товарам.
13.03.03