ФОТОГРАФИИ
Я продолжаю делиться английскими чайными впечалтлениями, тем более что накопилось их за минувшие несколько дней предостаточно. Прежде всего, спешу сообщить, что я выложил на сайт все сделанные пока фотографии. Думаю, что за оставшиеся «английские дни» их больше не станет. Так что это своего рода фотоотчет о чайном путешествии. Камера у меня, правда, старенькая... Тем не менее.
Две чайные. The Little Tea Room в Кембридже (о ней я писал в прошлой рассылке) и Оранжерея Кенсингтонского дворца (о ней я напишу позднее).
Магазин-музей Twinings на Стрэндстрит. О нем я тоже писал в прошлой рассылке.
Bramah Museum of Tea & Coffee. О нем много будет написано в этой рассылке.
Магазины сети Whittard. Очень я ими вспечатлился. Только еще не описал. Скоро ;)
The Tea House. Чайный дом недалеко от Ковент Гардена. Типичный чайно-фенечковый магазин.
Forthum & Mason. Магазин и Ресторан. На Пикадилли.
ХАРЛОУ. 13 ЯНВАРЯ. ИМБИРНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Еще собираясь в Англию, мы твердо решили, что купим там Имбирного Человечка, отломаем ему ноги и оторвем все пуговицы. Столь жестокие планы по отношению к этому кондитерскому антропоморфу были связаны с тем, что знакомство наше с Имбирными Человечками было ограничено просмотром мультфильма «Шрек». Ну а что там вытворяли с этим персонажем, знают, наверное, почти все.
Кроме откровенно садистских планов на Джинджермена (Ginger Man), мы имели на него еще и планы чайные. Было чрезвычайно интересно узнать, на что этот пряник (или кекс мы еще точно не знали) годится в качестве чайной закуски. Короче говоря, при первой же возможности мы приобрели разных Имбирных Человечков. И стали их изучать.
Оказалось, что в английском фольклоре Имбирный Человечек занимает тоже самое место, что в русском Колобок. Он от всех ушел (у него есть ножки), а лисичка его съела. Из-за такого архитипического места в культуре, Имбирные Человечки продаются во всех кондитерских отделах всех приличных магазинов. Да еще и в разных вариациях.
Имбирный Человечек это пряник с имбирем, выполненный в форме человечка (хорошо объяснил). И с пуговицами. Пряник твердый так что гибкость этого персонажа в «Шреке» является художественным преувеличением. Если имбиря в Человечке не очень много, то он очень приятная закуска к чаю. Имбирь обостряет вкусовые рецепторы и, пить чай, если он не общигающе горячий, становится приятнее. Вкус лучше улавливается.
Имбирные Человечки не являются традиционной английской закуской к чаю (хотя имбирь в выпечку, в том числе и чайную, здесь добавлять любят). И его употребление с чаем было нашей самодеятельностью. Удачной, как оказалось.
Да... Ножки, пуговицы и головы были отрезаны, оторваны и откусаны. При опытах потрадало больше десяти Имбирных Человечков.
ГРИНВИЧ. 14 ЯНВАРЯ. КАТТИ САРК
Гринвич часто упоминается в разных путеводителях и туристических справочниках, как одна из чайных достопримечательностей Англии. Потому что именно там стоит на приколе знаменитый чайный клипер «Катти Сарк». И по нему можно даже походить. И штурвалом поштурвалить, пока никто не видит.
«Катти Сарк» действительно красив правда ему здорово не хватает парусов. Только вот с чаем он почти совсем не связан. Чайные клипера это класс парусных судов. Однако возили они не только чай, но и почту, и шерсть. Так вот, при перевозках чая из Китая «Катти Сарк» никак себя не зарекомендовал там блистали другие клипера. Звездный час «Катти Сарка» настал при перевозках шерсти из Австралии.
Но он последний из чайных клиперов. И уже давно без парусов. Будоражащим воображение мальчишек красавцем он остался только в серебре да на рисунках. Именно рисунок с изображением этого корабля обворожил меня лет в восемь и я повторял его название, как магическое заклинание, делающее меня причастным к океану, парусам и ветру. Наверное поэтому смотреть на «Катти Сарк», ставший из клипера музеем, мне было чуть грустно. И даже шотландская ведьма из стихотворения Бернса, украшающая нос парусника, казалась мне вовсе не задорной и стремительной, а какой-то виноватой и немного жалкой.
Но она по прежнему держит в руке оторванный лошадиный хвост... Спасибо этому кораблю. Он очень много значит для меня.
ЛОНДОН. 14 ЯНВАРЯ. ЧАЙНЫЙ МУЗЕЙ
На английском этот музей называется «Bramah Museum of Tea & Coffee». Bramah это, на самом деле, фамилия. Носящие ее люди вот уже на протяжении нескольких поколений занимаются чаем и кофе. А в 1998 году открыли музей. Музей этот находится недалеко от театра «Глобус», работает с 10 до 18 часов и представляет собой совершенно замечательное явление (у этого музея есть сайт. Вот его адрес: http://www.bramahmuseum.co.uk. Он не особенно информативный, но все же).
Фактически, музей состоит из четырех частей. Музея чая, музея кофе (о котором я рассказывать совсем не буду), чайно-кофейно-посудно-книжного магазина и чайной (или кофейни это кому что больше нравится). Билетик в музей стоит четыре фунта, детям и членам профсоюза дешевле. В музее можно фотографировать все, кроме историй, сопровождающих экспонаты. Истории эти, кстати, достаточно интересные и подробные, так что бережливость администрации музея понять достаточно легко.
Экспозиция чайного музея постоена очень приятным способом. С одной стороны, в ней присутствует некий порядок разделение по странам, например. С другой стороны, этот порядок не очень строгий и там, где простая куча экспонатов смотрится живописно, они свалены в эту простую кучу.
Начинается экспозиция с коллекции заварочных чайников как китайских, из исиньской глины, так и всяких других. Полки с этими чайниками с одной стороны, и чайные машины разнообразного назначения с другой образует своеобразные ворота, по которым, собственно, и входишь в музей. Я не буду пытаться передать в рассказе точный план музея, расскажу только о тех экспонатах, что мне особенно запомнились.
1. Восточная (китайско-японская) часть музея достаточно скромна. Небольшой набор экспонатов и достаточно краткие пояснения отдают должное Китаю, как родине чая и Японии, как стране, превратившей чаепитие в искусство. И все. Музей, все-таки, английский так что и основная часть экспозиции посвящена чаю в Англии (и, в меньшей степени, чаю в Европе).
2. Русская часть экспозиции соседствует с восточной. Ее главными экспонатами являются самовар (естественно) с настоящими сушками и баранками, и большая чайная баба, изображающая пышную женщину скорее всего, купчиху. Кроме этого, в русской экспозиции есть немного гжели, пяток матрешек, модели самоваров, еще чайные бабы, бутылка водки, палеховский поднос и шикарные шоколадные конфеты: «Аленка», «Мишка косолапый» и т.д. Вообще, небольшой русский стенд в сочетании с самоваром и крупной бабой, оставил очень приятное впечатление. Понятно, что он немного попсоватый но совсем немного, без перебора. Все стереотипы учтены, никаких перегибов нет. И, что самое главное, гжели немного. А то я ее, грешным делом, недолюбливаю.
3. Совершенно шикарная, хоть и небольшая, часть экспозиции посвящена немецкому и австрийскому фарфору. Именно рядом с этими чайниками, чашками и прочими причиндалами, понимаешь, что именно Германия и Австрия являются родиной европейского фарфора. Изящные формы, причудливые расцветки, необычные конструкции и очень интересная роспись и все это на каких-то пятнадцати-двадцати предметах. Причем мастерство, с которым выполнены эти экспонаты, как бы отделяет их от функциональности чайной утвари. Смотришь на чайник, и понимашь, что чай в нем заваривать нельзя. Можно им любоваться, хвастаться, восторгаться, но заваривать чай нельзя. Все эти причиндалы и так являются самодостаточными.
4. В музее я открыл для себя неизвестный ранее чайный жанр: чайные карикатуры и иллюстрации. Они в музее развешены по стенам и очень интересны. Я, честно говоря, даже на предполагаю, где могли размещяться эти веселые картинки (значительная часть сюжетов связана с переполохом за чайным столом, во время которого вся сервировка оказывается на полу). Но разглядывать их сущее удовольствие.
5. Самый большой чайник в мире. По меньшей мере, так на нем написано. Он фарфоровый или фаянсовый (в таких объемах я плохо различаю эти материалы) и действительно очень большой примерно в половину человеческого роста.
6. Индийская и цейлонская часть экспозиции умилительна. Улыбчивые индианки, большие картинки, заставляющие вспомнить букварь (но о чае), иллюстрации из колониальной жизни и все это выполнено такими яркими красками, что невольно начинаешь думать о солнце, море и ярко-зеленых чайных листьях.
7. Чаи. Коробочки, баночки и пакетики с чаями занимают несколько стендов. И вот на этих стендах глаза разбегаются окончательно и бесповоротно. Причем интересно не только смотреть на то, какие бывают чаи, но и на то, какими они были раньше. Эволюция чайной упаковки могла бы стать предметом увлекательнейшего исследования и я очень жалею, что не имею возможности такое исследование провести. Кстати, среди известных и совершенно неизвестных марок чая на отдельном и весьма приметном месте стоят две пачки с грузинским чаем. С тем грузинским чаем, звездный час которого пришелся на 1970-е года.
8. Чайная утварь (относительно современная). После изучения нескольких стендов с разнообразными чайными причиндалами, придуманными в XX веке, я понял, что старинная чайная утварь знакома мне много лучше, чем современная. Ну вот, например, среди прочих экспонатов присутствуют электрические чайники, совмещенные с часами. Скорее всего, часы могут выполнять роль таймера хотя это совершенно неочевидное их использование. Или заварочные чайники всяческих причудливых форм в виде комодов, животных, автомобилей. И все красочно расписанные. Или масштабный кипятитель (назвать столь масштабную конструкцию «кипятильником» просто язык не поворачивается) для воды, состоящий из четырех соединенных между собой сосудов желтого металла. Одним словом всякая приятная чайная всячина.
Вот. Но это все цветочки. Есть в этом музее один стенд, котрый меня приворожил. И подарил мне новую мечту, по силе и чистоте сравнимую с детской. На этом стенде собраны чаные чашки, в конструкции которых предусмотрена специальная держалка для усов. Как человек, усы которого время от времени отрастают и начинают очень неопрятно макаться в чашки, я проникся таким усовершенствованием. Пить из такой чашки, наверное, не особенно удобно. Но смешно. И еще как-то солидно, что ли...
Одним словом, я теперь хочу такую чашку... Набравшись всех эти музейно-чайных впечатлений (очень сильных, честное слово), мы отправились пить чай в чайную при музее. Посещению музея предшествовала поездка в Гринвич, во время которой мы изрядно промокли и продрогли так что мы, не сговариваясь, заказали по Лапсанг Сушонгу, к которому взяли Tea Cakes и Scones с джемом. Чайные кейки были традиционно хороши (хотя с соленым маслом они вкуснее, чем с несоленым). А вот Scones (этот такие лепешечки с изюмом, также считающиеся традиционной чайной закуской) нам совсем не особенно понравились другая культура, ничего не поделаешь ;)
Во время чаепития мы внимательнейшим образом изучили меню-буклет, в котором, кроме списка напитков и закусок, была рассказана история семьи Bramah и описана английская чайная церемония. Последняя информация чрезвычайно меня заинтересовала я перескажу ее в следующей рассылке. А рассказ о музее я завершу описанием одного простого события.
Когда мы уже собирались уходить, в музей (через одну из потайных дверей) вошел владелец. Я совершенно бесцеремооно сравнил его с портретами его родственников на меню и понял, что он тоже Bramah. Так вот, этот замечательный пожилой дядька обошел свои владения, перебросился парой слов со смотрителем и официанткой, побеседовал с гостями, полистал книгу отзывов и, удовлетворенный, удалился.
И я понял, чем я хочу заниматься. Я хочу быть владельцем такого музея. Чтобы собирать в свое удовольствие экспонаты, подбирать рецепты чая и выпечки, сочинять чайные истории и составлять невероятные экспозиции. А вечерами наведоваться в музей, подсаживаться к знакомым гостям, читать отзывы и со тихой радостью усталого мужчины смотреть, как угощает посетителей чаем симпатичная официанка-полячка.
Ну, ничего. Мне еще только 31. Наверное, я еще успею ;)