чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 225 (12.08.04). д. шумаков

ОСЕНЬЧАЙ
В первых строках сегодняшнего выпуска рассылки, уважаемые подписчики, спешу сообщить вам, что у нас родилась мысль организовать осеннее чаепитие на природе — то есть опять снять базу где-либо под Псковом (ориентировочно) и, любуясь желтеющими листьями и последним солнышком, пить чай. Уж очень «Леточай» хорошо прошел...

Я это все к тому, что мне нужно опять знать общественно мнение. Если удастся собрать группу человек в 10-20 — поедем. Не удастся — не поедем. Если это мысль интересна вам в принципе, пишите: sda@volny.edu.

БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ОПЫТЫ НА ЧЕЛОВЕКАХ
Этот бесчеловечный опыт, если честно, к чаю имеет опосредованное отношение, однако не поделиться его результатами я не могу. Итак.

В январе этого года, во время визита в Великобританию, в гости к Дмитрию Лёхину и за чаем, нами был приобретен черный сахар. Из хулиганских соображений, в магазине «Fortnum & Mason», который вообще специализируется на неочевидных продуктах питания. Сувенирных, так сказать. Этот сахар был привезен в Россию, и мы им достаточно долго пугали гостей. Больше одной сахаринки никто попробовать не решался. При этом все отмечали, что сахар нормальный — только покрашенный (пищевым красителем, безвредным). Но употреблять в пищу отказывались. Только два смелых человека (Сергей Калинин и Дмитрий Лугарев — запомните их имена) решились добавить черный сахар в чай — и чай окрасился в радикальный черный цвет — без малейших намеков на зелень.

В конце концов, нам этот сахар надоел. Мы всем стали предлагать взять его в подарок — но все наши гости с завидным упорством или с суеверным ужасом отказывались. И тогда (в минувший понедельник) мы решили покончить с сахаром одним решительным действием — добавить его в тесто для какой-либо простой выпечки (в сложную добавлять было жалко — вдруг сахар все испортил бы — хоть он и безвредный). В качестве простой выпечки была выбрана шарлотка.

Серая, пепельного цвета пена, которая образовалась при взбивании яиц с черным сахаром, повергла нас в смятение — но мы довели дело до конца, приготовили тесто, залили им ни в чем не повинные яблоки — и поместили все это дело в духовку. Чтобы потом гадать — готова наша черная шарлотка, или нет — потому что о румяной корочке на сером тесте не могло быть и речи.

После того, как шарлотка была извлечена из духовки и разрезана, суеверный ужас овладел и нами. Это даже представить трудно — выпечка цвета и фактуры пемзы. Есть ее с открытыми глазами было очень сложно — рука дрожала. А с закрытыми — запросто, потому что вкус ее не отличался от вкуса настоящей, «белой» шарлотки. Так мы ее и съели — не глядя. В том числе и с чаем (это плавный переход к основной теме рассылки). А черного сахара у нас больше нет — и нам нечем теперь пугать гостей.

ТОВАРИЩЕСТВО КЯХТИНСКИХ ЧАЕТОРГОВЦЕВ
Уже достаточно давно (несколько месяцев назад) я получил от Виктора Ермолаева невероятный документ. Это чайная реклама 1900 года, начинающаяся словами «Товарищество Кяхтинских чаеторговцев под фирмою «Цзинь-Лун». Правление Товарищества и Главная Контора в Санкт-Петербурге, Невский, 5. Телефон 789. Очень долго у меня просто не доходили руки до публикации этого документа — и сегодня и исправляю ошибку. Приводить текст этого документа целиком я не буду — это три страницы, но некоторые выдержки из него я представляю вашему вниманию с удовольствием, предварительно напомнив, что Кяхта — это город на границе с Монголией, через который шла вся русско-китайская чайная торговля.

Вот, например, «Роспись цен по развесным чаям собственной выписки из Китая». «В бумажной обертке» и «в привилегированных жестяных чайницах». Вот она (цены указаны за фунт — это примерно 400 грамм):

«Цзинь-Юй — 3 р. 00 коп.
Цзинь-Чжень — 2 р. 80 коп.
Цзинь-Моу — 2 р. 60 коп.
Цзинь-Бао — 2 р. 40 коп.
Цзинь-Ли — 2 р. 20 коп.
Цзинь-Си — 2 р. 00 коп.
Цзинь-Юань — 1 р. 80 коп.
Черный байховый — 1 р. 60 коп.
Черный байховый — 1 р. 40 коп.
Черный байховый ароматизированный — 2 р. 20 коп.»

Эта «Роспись» позволяет сделать несколько любопытных наблюдений.

Во-первых, со всей очевидностью можно сказать, что история повторяется. Сто с небольшим лет назад в России вовсю торговали китайскими чаями с загадочными названиями. Так что существующая сейчас (и уже, говорят, проходящая) мода на китайский чай — явления в нашей стране не новое.

Во-вторых, на основании этой «Росписи» можно попытаться оценить уровень цен на чай. Сделать это достаточно сложно — нужно знать цены того времени на основные товары. Я знаю только цены на муку и, если предположить, что соотношение цен на муку и на чай за сто лет не менялось (что очень маловероятно), то сейчас 100 грамм чая «Цзинь-Юй» (самого дорогого) стоили бы 525 рублей, а 100 грамм чая черного байхового (самого дешевого) — 245 рублей.

В-третьих, бросается в глаза двадцатикопеечная разница в цене на различные чаи. Я не знаю, в чем ее смысл — едва ли эта разница имеет естественное происхождение и связана с закупочной ценой чая. Скорее всего, она является следствием какого-то хитрого ценообразования. Но и это — всего лишь предположение.

В-четвертых (это не понятно по приведенному фрагменту «Росписи», но становится ясным из полного текста документа) цена на чай не зависит от упаковки. «Цзинь-Юй» и в бумажной обертке, и в «привилегированной жестяной чайнице» стоит три рубля за фунт. Вот эта одинаковость для меня — загадка. Или в те времена продавцы еще не сообразили, что упаковка — очень удобный повод для неадекватного повышения цены, или я чего не понял — но одинаковая цена на чай в бумаге и жестянке — это круто.

Не совсем понятно, кстати, черными или зелеными были чаи, начинающиеся на «Цзинь». Я возьму на себя смелость предположить, что зелеными — но ничем не могу это предположение обосновать.

Замечу, что это самое Кяхтинское товарищество чаеторговцев имело достаточно развитую сеть магазинов в Санкт-Петербурге. Вот их список, позаимствованный все из того же документа.

«1. Невский, 5, против Главного Штаба.
2. Садовая, 51, против Юсупова сада.
3. Вознесенский проспект, 4 — 38, угол Екатерингофскаго проспекта.
4. Чернышев переулок, Мариинский рынок, 16 — 17.
5. Невский, 124, против Александро-Невской части.
6. Выборгская сторона, Самсониевский проспект, 52.
7. Петербургская сторона, Каменноостровский проспект, 10 (Аквариум).
8. Петербургская сторона, Большая Зеленина, 41 — 4 (у Крестовского моста).
9. Шувалово, угол Озерной и Софийской, близ вокзала, дача Дыренкова.
10. Станция Сиверская, дача Петрова (летом).
11. Красная Село, Фабрикантская сторона (летом)».

Вот. Одним словом, документ замечательный, большое спасибо Виктору Ермолаеву. Текст документа целиком я выложил вот здесь. Полюбопытствуйте — хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как раньше составляли рекламные объявления.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
Моя очередная колонка в этом проекте посвящена общим вопросам оздоровительного и профилактического действия чая. Милости прошу.