Пишет Денис Шумаков, 2005-04-07
чай в день вороны
Оказывается, 7 апреля многие народы Севера отмечают праздник весны – он у них называется День Вороны, потому как ворона (ворон) в тех краях птица волшебная и всячески почитаемая. Помимо разных праздничных атрибутов, народы Севера в этот день будут пить чай.
http://www.t-l.ru/...
Отвечает Максим Малыгин, 2005-04-07 "На природе ямальцы будут пить чай, готовить строганину и мясо оленя."
М-м-м-м Шашлык из оленины, запиваемый бульоном из нее же, сваренным в ведре, струганина из метровой рыбешки и наконец заваренный прямо в нагретом на костре чайнике грузинский чай... Да, вот так оживают воспоминания юности... Спасибо, Денис!
Отвечает EL, Ufa, 2005-04-08 У татар и башкир тоже есть весенний праздник, который переводится на русский как Воронья каша. Праздник отмечается на природе. Каждый приносит с собой крупу, чай, сахар, молоко и посуду. Каша варится в общем казане, а чай из самовара заваривается в большом чайнике. Но в последнее время, как рассказывали мне, некоторые стали приносить пакетики, и заваривать их водой из общего самовара в своей чашке. Вот такие дела.
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-08 Дразниетесь все, да? Шашлык-машлык, самовар-мамовар, культур-мультур... Ну и ладно! А я скоро за березовым соком поеду ;)
Эль, Максим, а есть ли у вас более поддробная информация именно о чайной составляющей этих природных гуляний?
Отвечает EL, Ufa, 2005-04-08 Ясное дело, что не один праздник без чая не обходится. Я могу написать как это было в моём детстве. А таких специальных упоминаний про чаепитие я не встречала, про него обычно не пишут. Но чай воронам не оставляют, это точно.
Офф-топик. Некоторые вообще считают, что культура и фольклор - не пара. Культура сама по себе, фольклор сам по себе, а народ сам в себе.
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-08 Было бы здорово, Эль. Это на самом деле очень интересно - особенно через призму детского восприятия.
Отвечает Максим Малыгин, 2005-04-08 У меня подробностей нет, к сожалению. Дело в том, что наши поселки (Северный, Энтузиастов, Кулар, Омолой, Власово, Усть-Янский р-н, ЯкутИя, около 100 км до Северного Ледовитого) строили для добычи золота, поэтому все население было приезжие (среди местного населения просто небыло людей нужной квалификации для надземной и подземной добычи). Местное, якутское, население жило в своих поселках, занималось оленеводством и т.п. И мы практически не пересекались, вот, хотя и переняли отдельные блюда из местной кухни. Ездили, правда, на национальный весенний праздник, в советское время он назывался День Оленевода, только вот о "чайной составляющей" ничего сказать не могу - небыло ее, или я в упор не замечал...
Зато именно на Крайнем Севере я впервые познакомился с индийскими чаями. Во второй половине 80-х навигацией (другого способа доставки там нет) стали завозить чай, поставлямый Индией в обмен на оборудование и технику. Здесь, на материке, тогда такого небыло. Красивые, красно-оранжевые пачки (С.Т.С., кажется) запомнились лучше всего. Крупнолистовой черный чай, правда много было и гранулированного. Тогда он казался маленьким чудом. А пили его традиционно,с сахаром, минимум 2 ложки, 3 - норма, на чашку чая. Правда, для тех природно-климатических условий и возможностей питания в этом есть определенный смысл. Поскольку кроме чая других напитков небыло, пили его 5-6 раз в день минимум. Ого,похоже у меня очередное обострение "болезни Севером" :-)
Денис! Струганина - березовый сок, счет 1:1:-)
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-09 Ага! Существование "истребительного" индийсого чая подтвердилось. Просто годж с небольшим назад мне англичане жвловались на то, что в определнный период весь самый лучший и самый дорогой чай Индия отправлвляла в СССР, чтобы скорее расплатиться за технику, в основном - боевую. Из-за этого, например, в Англии долго не было приличных дарджилингов - и англичане от них отвыкли. Но сам я о таких поставках здесь в России ничего не слышал. Теперь услышал. Спасибо, Максим.
А питье его с сахаром было совершенно логично. Холодно.
Отвечает Максим Малыгин, 2005-04-11 Я о "истребительном" впервые вычитал в начале 90-х. Речь шла о системе продаж индийских чаев с аукционов и как исключение рассказывалось об этих бартерных поставках в Союз. Началось это в 87-88 году. Мой друг, экономист, сказал, что этот бартер практически весь уходил на реэкспорт. А еще моя жена вспомнила, что в то же время такой чай распространялся по "партийной линии", по продовольственным талонам. Вот так.
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-11 Невероятно. А вот интересно, кому мы этот чай продавали? На самом деле, любопытна цепочка. Если этот чай мы получали от Индии за технику, то, по логике вещей, за этот чай мы тоже должны были получать технику...
Отвечает Виктор Ермолаев ( foc@olympus.ru), 2005-04-11 в эти годы я пробовал его именно по "партийной линии" - очень хороший
Отвечает Максим Малыгин, 2005-04-11 Почему невероятно? Мой друг приводил цифры по другим отраслям промышленности и с/х, сколько чего продали в тот, еще советский период, за рубеж. Понятно, из-за чего ни черта небыло. А получали не технику, смысл-то в том и состоял, что валюту... А вот кому продали... Я думаю, что данная информация сейчас открыта, может и наткнется кто-нибудь.
Отвечает Максим Малыгин, 2005-04-11 :-) Следствие вышло на подозреваемых, дело приближается к развязке:-)
Отвечает Виктор Ермолаев ( foc@olympus.ru), 2005-04-11 и мы наконец узнаем где "золото партии"
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-11 Отвечает EL, Ufa, 2005-04-14 Чаепитие во время праздника карга боткасы (воронья каша).
Пояснения. Про этот праздник я бы сказала, что это праздник внуков, бабушек и дедушек. Отмечался праздник в сельской местности, в городе мало кто о нём что-либо знал.
Обычно за несколько дней до праздника организаторы обходят дома и договариваются кто, что может принести (из еды) и дать (из утвари). Потом это ещё раз уточняется. В некоторых местах дети утром перед началом праздника собирают продукты по домам, в некоторых - люди сами приносят продукты на праздник. В большом казане варится каша из принесённой крупы. Пока каша варилась, кто-нибудь из пожилых людей рассказывал сказки, дети под гармошку пели песни и танцевали. Часть каши съедалась пришедшими, а часть каши оставалась воронам за то, что они принесли на кончиках своих крыльев весну.
Чаепитие являлось завершающим аккордом праздника. Самовары вместе с другой утварью для праздника привозились на телеге с лошадью. Самовары были большие, ведро воды туда точно влезало. Всё, что связано с кипячением воды в самоваре, и подготовкой самовара лежало на представителях сильной половины человечества от мала до велика. Руководил обычно этим процессом знающий пожилой человек. Следили за самоваром мальчики. Воду девочки в вёдрах на коромысле приносили из ближайшего родника. Детям поменьше рассказывали, что это вода то ли заячья, то ли беличья, во что те наивно верили. Когда вода закипала, девочки заваривали чай, который принесли собравшиеся. Чай был чёрный. Тогда обычно был индийский высшего и первого сорта (картонная коробка со слоном), был ещё индийский второго сорта (в народе его называли дюймовочка), это был гранулированный чай, его обычно пили с молоком или заваривали с травами. Иногда попадался грузинский чай «Экстра», очень редко краснодарский. Заварочные чайники были фаянсовыми и достаточно большими, не меньше литра, туда периодически доливался кипяток из самовара. Обычно чай с травами (чабрецом, душицей, листьями смородины, малины и др.) заваривали в одном чайнике, чистый чай с добавлением мёда (иногда сотового) при заварке в остальных (как потом отмывали эти чайники, история умалчивает). Разливать чай в чашки начинали с самых маленьких детей и пожилых женщин, затем шли пожилые мужчины, девочки, заканчивали мальчиками. Но так разливали только первую чашку, а дальше девочки и мальчики сами наливали себе чай, девочки у чайника следили за тем у кого из пожилых чай закончился и предлагали им чай. Чашки были у кого эмалированными, а у кого фаянсовыми; обычно фаянсовые были в форме стакана (без ручки) или пиалы. К чаю обычно были яблочный когыт (тонко раскатанная пастила) и пшённые блины. Когда чай был выпит, праздник завершался. Оставалось убраться, сжечь мусор, вымыть чайники, почистить самовары и казан, отвезти их на телеге хозяевам и вернуть их со словами глубокой благодарности.
С тех пор минуло уже много-много времени. Дяунийки (бабушки) уже давно нет, да из пожилых людей, которые подарили нам этот праздник, мало кто жив. А я до сих пор помню запахи этого праздника солнечным весенним днём, и простой чай на природе из настоящего самовара кажется мне необыкновенно вкусным.
Этнографам, наверное не понравится моё описание этого праздника, но пусть не судят строго, это всего лишь воспоминания асфальтового человека.
P.S. Разрешите присоединится к разговору об индийском чае.
Помню индийский чай начала восьмидесятых в жестяной банке, сам чай был в мешочке из фольги, "Moghul Salute" фирмы (или ещё чего) Duncans назывался. Чаинки были чёрные блестящие с запахом, при заваривании чаинки превращались в листочки . Лет десять назад мне попался чай с таким же названием, правда в картонной коробке, но увы уже открыв коробку, я испытала большое разочарование.
А первый раз Даржилинг (индийская расфасовка, по 250г, на коробке пейзаж с хвойными дереьями(деревом) на переднем плане и голубыми горами вдали), я купила в начале перестройки по водочным талонам (100г чая=1 бут. водки).
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-14 Вау! Эль, спасибо! А можно я этот материал в рассылку запущу?
Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-14 Эль, я не утерпел и запустил материал в рассылку, не дождавшись разрешения. Простите, если что не так.
Отвечает EL, Ufa, 2005-04-14 Отвечает Денис Шумаков, 2005-04-14 |