чайные пакетики: возвращение к истокам (13.09.2006 12:34)
Чайные пакетики появились на свет более ста лет назад — и тогда, в достаточно далеком уже прошлом, они были верхом чайного искусства. Чайные пакетики начала XX века изготавливались из шелка, в них фасовался отборный крупнолистовой чай и предназначались они, в основном, для заваривания в чайниках. Чай в пакетиках подавался в самых роскошных ресторанах — и никто не мог, наверное, подумать тогда, что всего век спустя чайные пакетики превратятся в символ технологичного, безвкусного и неуютного чаепития. Почти все чайные пакетики, продающиеся сейчас в магазинах, изготовлены из дешевой и не очень качественной бумаги и несут в себе чай мелкий и низкосортный, часто обильно сдобренный искусственными ароматизаторами. Современный чай в пакетиках часто бывает крепким — но крайне редко бывает вкусным. Однако в последнее время на рынке пакетированного чая наметилась новая тенденция. В пакетики начали фасовать относительно качественный чай, да и сами пакетики изменились — и формой (в моду входят пирамидки), и материалом, из которого они изготовлены (все чаще на рынке встречаются нейлоновые пакетики, не нарушающие вкус чая), и размером (пакетики становятся больше и «свободнее», позволяя чаю лучше завариваться). Сегодняшняя The New York Times посвятила новым пакетикам достаточно большую статью, в которой подробно рассматривается эволюция чайных пакетиков и изучаются новые «пакетированные» веяния. Анализирую пакетированный ассортимент нескольких чайных компаний, обозреватель The New York Times (Florence Fabricant) делает ряд интересных наблюдений. Во-первых, даже компании, специализировавшиеся в недалеком прошлом на листовом чае высокого уровня, начинают выпускать пакетированный чай (сохраняя, в общем и целом, высокое качество чайного листа), объясняя это одновременным ростом претензий потребителей и сохраняющимся желанием этих же потребителей как можно больше упростить процесс приготовления чая. Во-вторых, появление дорогих пакетированных чаев в той же линейке Lipton приближает качественный чай к массовому потребителю (с этим, впрочем, можно и нужно спорить). В-третьих, английский чайный рынок, бывший долгое время законодателем чайной моды, в «пакетированном смысле» оказался весьма консервативным — англичан устраивают традиционные чайные пакетики, позволяющие заваривать очень крепкий чай и пить его с молоком. В-четвертых, потребителям, которые, стремясь получить более качественный напиток, с удовольствием покупают новые пакетированные чаи, очень нравятся чаи ароматизированные (что в очередной раз заставляет усомниться в разборчивости потребителей и увериться в том, что чайные компании лукаво смешивают понятия «дорогой» и «хороший»). В-пятых, среди многих чайных компаний, производящих дорогие чаи в пакетиках, только французская Le Palais des Thеs разместила на пакетиках подробную инструкцию по завариванию чая, учитывающую тонкие нюансы этого процесса — все остальные полагают, что простого макания пакетика в кипяток будет достаточно для получения хорошего чая. Последнее наблюдение обозревателя The New York Times снабжено чудесным комментарием вице-президента американской компании Harney & Sons: «Люди любят хороший чай, а не работу [связанную с его приготовлением — Д.Ш.], и мы видим, как наши клиенты переходят с листового чая на чай в пакетиках».