чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: выпуск 378 (19.07.07). д. шумаков

ЧЕРНАЯ БАНКА
Все-таки тяга к красивой чайной упаковке зашита у меня на такую глубокую и такую надежную «подкорку», что ее не вытравить и не заглушить никакими знаниями. Ну вот вроде я уже не первый год интересуюсь чаем, самый разный чай видел и пробовал, давно уже знаю, что отменный чай чаще продается в не особенно притязательной упаковке —большей частью разных бумажных или фольговых пакетиках. И, казалось бы, от магии чайных банок я должен быть защищен давно и надолго — так ведь нет, прошибает...

Красивые чайные банки европейского дизайна (китайские мне нравятся намного меньше) до сих пор производят на меня впечатление, хорошо описанное Ильфом и Петровым в сцене с участием Остапа Бендера, Эллочки Щукиной и чайного ситечка. При виде красивой баночки я тоже говорю что-то вроде «Хо-хо» — и начинаю эту баночку хотеть.

На самом деле, конечно, в этой моей любви к баночкам есть очень серьезное и очень рациональное зерно. Тот факт, что чай упакован в качественную и надежную баночку и тот факт, что после приобретения чая не нужно будет ломать голову над тем, где и как его хранить, свидетельствует (в моих потребительских глазах) о следующем.

Во-первых (это очевидно и будет повторением вышесказанного), производитель чая заботится обо мне, не заставляя меня обзаводиться чайницами и вообще как-либо запариваться на проблему хранения чая.

Во-вторых, производитель чая в максимальной степени старается контролировать качество своего продукта даже после того, как продукт продан. Ну то есть он старается исключить ситуацию, при которой качественный чай будет погублен некачественным хранением — стараясь обеспечить для этого самого хранения оптимальные условия. Тогда как производитель и продавец, на заботящиеся о послепродажной жизни своего продукта (даже если продукт исключительно высокого качества) делают первый шаг по направлению к распространенной бизнес-парадигме, коротко охарактеризовать которую можно словами «Главное — втюхать».

В-третьих, качественная и «именная» упаковка переводит чай в разряд коллекционных продуктов. Его удобно хранить, им приятно хвастаться, после того, как чай выпит, от него остается материальное свидетельство его существования — короче говоря, приличная банка из жести кардинально повышает статус продукта. Точно также отсутствие банки может этот статус кардинально понизить. Вот представьте себе — вы купили в специализированном чайном магазине отличный чай, вам его, как это сейчас часто случается, насыпали в бумажный или фольговый (пусть даже очень красивый) пакетик, вы его принесли домой, испили, очень впечатлились — и решили положить на чайную полку. И вдруг оказалось, что все чайницы и баночки у вас заняты — и новому, шикарному чаю придется валяться в этом пакете, закрытом каким-либо канцелярским зажимом. Поверьте, в ваших собственных глазах этот чай померкнет очень быстро.

В принципе, в случае с дорогим и качественным чаем чайная банка должна выполнять функции, аналогичные тем, которые выполняет винная бутылка в случае с вином: однозначно маркировать продукт, подробно его характеризовать, надежно хранить и эффектно презентовать (да-да, чайную банку должно быть не стыдно поставить на стол).

Однако, как вы, наверное, прекрасно знаете, большая часть дорогого чая продается с точки зрения упаковки совершенно безобразно — в магазине этот чай хранится россыпью, покупатель получает его в дурацких пакетиках. А это, на мой взгляд, тоже самое, что хорошее вино продавать на разлив в пластиковые бутылки.

(Конечно, конечно существуют вина, которые непременно нужно пить «до бутылки» — но делать это нужно в местах производства, транспортировки за тысячи километров и длительного хранения такие вина в своем первородном состоянии не выдерживают).

Именно поэтому я очень ценю чайные баночки. И изначально уважительно отношусь к тем производителям чая, которые свой продукт в баночки фасуют. Осознавая, конечно, что производители чая, принимая решение об упаковке своего продукта в банки, не принимают во внимание ни одну из перечисленных выше причин. Их разумом в этот момент, скорее всего, владеют маркетологи, которые рассказывают о том, что банка — это дорого, солидно и престижно. Но это — их сугубо производственно-маркетологические дела. Мое потребительское дело — заполучить баночку и поступить с ней по собственному разумению...

Все это я написал к тому, чтобы как-то предварить знакомство с чаем, о котором, по результатам этого самого знакомства, сказать особенно нечего. Но он, при этом, упакован в простую и качественную банку самого строгого цвета.

Речь идет о чае Earl Grey Yin Zhen № 11 от французской компании Dammann (на их сайте баночек хватает, тот чай, о котором я буду говорить, упакован в кубическую и черную). О даммановских чаях я уже как-то писал — их чистые черные сорта более чем достойны внимания: они добротны и очень вкусны. А вот ароматизированных мне до недавнего времени пробовать не доводилось — и я решился на эксперимент (ну и баночка, конечно, помним о баночке)

Кроме того, меня очень заинтриговало название чая: Earl Grey Yin Zhen. В описании ингредиентов однозначно было указано, что в банку насыпан чай черный, политый маслом бергамота (надписи на французском были более богатыми, но на этом языке я не читаю). Бергамотовость чая у меня никаких сомнений не вызывала, а вот название «Инь Чжень» («Серебряные иглы») применительно к черному чаю заинтересовало.

Мелькнула даже у меня мысль, что в качестве основы для ароматизации в данном французском случае выбран «типасатый» чай типа вот такого. Это, конечно, нецелесообразно — но кто их знает, этих французов.

Короче говоря, я его купил, притащил домой, открыл, разочаровался в первый раз (в банке оказался обычный среднелистовой черный чай, определить страну происхождения которого мне не удалось — ничего интересного), заварил, перевел состав (помимо масла бергамота там оказались лепестки васильков и георгинов — синенькие и желтенькие), выпил, разочаровался во второй раз

В общем и целом — ерундовый чай. Не плохой, а именно ерундовый — не на такую баночку и не на такую цену. Обычный бергамотовый чай, немного (очень немного) оттененный травянистостью, которую, наверняка, обеспечивают георгины. Не особенно ядреный (это плюс) и совершенно неинтересный (это минус).

Все более или менее приличные производные от Эрл Грея, которые мне доводилось пробовать до этого (Twinings Lady Grey, Sir Thomas Lipton Russian Earl Grey и, особенно, Tea Forte Earl Grey) понравились мне гораздо больше.

Баночка, впрочем, многое искупает ;) Ну и в хозяйстве пригодится.

Кстати, готовя текущий выпуск рассылки, я немного поблуждал по французскому чайному интернету — и наткнулся на список французских чайных магазинов. Посмотрите на досуге, попадаются любопытные.

Денис Шумаков