чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
english site



чай :: какие чаи пили в россии

Теперь давайте разберемся, какие чаи пили в России на протяжении ее более чем трехсотлетней чайной истории. Это интересно еще и тем, что в наше время пищевые предпочтения меняются очень быстро и «состояние на текущий момент» кажется единственно возможным (вы можете представить, что еще 20 лет назад бананов в России практически не было). Так что для нас, большей частью пьющих индийские и цейлонские чаи, может оказаться весьма удивительным то, что еще сто лет назад этих чаев в России пили очень немного.

Вот какие чаи пили в России...
Вот какие чаи пили в России...

Итак. С XVI и до середины XIX века в России пили исключительно китайские чаи. И в этом отношении нашим предкам удивительно повезло, так как эти чаи, во-первых, лучше, а во-вторых — шли в России посуху и не портились при транспортировке. Чаи, которые через Россию попадали в Западную Европу, ценились исключительно высоко.

В конце XIX века в России знакомятся с цейлонскими и индийскими чаями, но в основном продолжают пить китайские. С начала XX века доля «заморских чаев» в потреблении очень понемногу растет, кроме этого ведутся активные эксперименты с выращивание чая на территории царской России и СССР, в результате чего к 1960-м на столах появляются азербайджанские, грузинские и краснодарские чаи. Ну и та, экзотика всякая. Но китайский чай все равно считается самым лучшим.

Катастрофа (нужно же внести трагическую нотку ;) случилась в 1970-м году, когда СССР отказался от закупок китайского чая. Большей частью из-за политических разногласий с Китаем. Одновременно резко увеличились закупки индийского и цейлонского чая. Достаточно высокого качества, кстати. Эти чаи пришлись россиянам по вкус (хотя выбирать особенно и не приходилось). Главным образом из-за более насыщенного м очевидного вкуса и лучшего сочетания с сахаром. Индийские и цейлонские чаи активно смешиваются с чаями, произведенными с СССР. Начинается постепенно ухудшение качества чая, поступающего в розничную продажу.

Китайские чаи попадают в России только контрабандным путем (к счастью, не через Одессу). Большей часть — в Сибирь. Также контрабандой иногда попадают в Россию и некоторые другие чаи. Например, контрабандный кенийский чай мой отец (Шумаков А. Н.) попробовал во время службы в Грузии в 1964-66 годах.

В 1980-х с чаем в России наступает полный кердык. Вершиной чайного стола считается «Чай со стоном» — индийский первого сорта, в который все равно добавляли всякую дрянь. В магазинах сметали «Грузинский №36» и «Бодрость», в которые добавлялись индийские и цейлонские чай. На гранулированные чаи смотрели, как на что-то запредельное. Чайные вкусы редко упали, к чаю стали относиться, как к банальной коричневой сладковатой водичке для запивки бутербродов. Появились разовые чаи. Описание в литературе чаепитий в Англии воспринималось, как мерзкое издевательство, слова «Эрл Грей» и «Бергамотовое масло» вызывали в душе благоговейный трепет.

В конце 1980-х чайный кердык достигает своего апогея, который выразился в раздаче в некоторых регионах России чая по талонам. В том числе — и турецкого. Тьфу! Но, после этого апогея, чайный рынок начинается понемногу насыщаться. Сначала, конечно, всякой дрянью. Но постепенно на рынок возвращаются индийские и цейлонские чаи, появляются на нем и многие известные торговые марки. Настоящим откровением для россиян становятся бергамотовые чаи и сильноароматизированные напитки-«одеколоны», которыми торгует, например «Форсаман».

С конца 1990-х годов и российский чайный рынок и чайные вкусы россиян начинают выравниваться и обращаться от экстремальных экспериментов к действительно качественным чаям. На рынок возвращаются китайские чаи, начинает расти потребление зеленого чая, становятся доступными элитные чаи. В это замечательное время мы и живем.

В качестве ложки дегтя следует добавить, что при всей приятности, царящей сейчас на чайном рынке, потребление чая в России падает. Слишком много альтернатив. Кофе, пиво, газированные напитки, соки, нектары — и так далее. Судя по всему, в ближайшее время нам предстоит наблюдать усиливающуюся рекламу чая — чайные компании будут наносить ответный удар. Общей тенденции это, наверное, не изменит. Но все равно интересно.