чай :: всегда под рукой
наши чаепития, избранные статьи
чайная москва, english site



чай :: русские чайные субкультуры

По поводу некой универсальной традиции русского чаепития (с пышными женщинами, самоваром, горой баранок и пирогов и т.д. и т.п), можно сказать вот что. В дореволюционной России существовало множество чайных традиций, или, точнее, чайных субкультур.

Волосков. За чайным столом. Типичное салонное чаепитие
Волосков. За чайным столом. Типичное салонное чаепитие

Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «аглицкое» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Описания подобных светских чаепитий довольно часто встречаются в мемуарной и художественной литературе XVII-XIX вв. Заметим, что подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения, т.е. тусовочная сторона явно перевешивала пищевкусовую.

Во-вторых, существовала купеческо-помещичья субкультура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовался сахар, мед, всевозможные варенья и «конфекты», из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо, в т.ч. соленые и др.), пряники, калачи, бублики, баранки и проч. мучные изделия. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Данное чаепитие чаще всего было семейным (или реже «гостевым»), и приравнивалось к одному из основных приемов пищи – обеду или ужину. Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.

В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники чином пониже, короче, разночинцы всякие. Вот эта субкультура более чем забавна, т.к. здесь наблюдается попытка копировать и «дворянское» и «купеческое» чаепитие. От купеческого чаепития мещане пытались перенять изобилие еды и на столах, а от дворянского – культурную программу. Как правило, толком не удавалось ни то, ни другое, но некоторые забавные результаты были – например, считается, что именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. Такие вот очи черные, скатерть белая... Очень неплохо такие мероприятия описаны у Чехова.

Кустодиев. Половой
Кустодиев. Половой

В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. Чайнопитейных заведений в России было много всяких, разного ранга и пошиба, начиная от перворазрядных рестораций, заканчивая притонами. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития. Но наряду с первоклассным ресторанным чаем, существовало множество мелких чайных, некоторые из которых были крайне дешевыми полукриминальными заведениями для люмпенов. Подобные злачные места неплохо описаны у Гиляровского, Лескова и др. русских классиков. «Чайные» продержались и в советские времена, правда, выродившись в общепитовских монстров. Подробнее о русских чайных мы расскажем ниже.

В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» – рабочих и крестьян. Именно с большой натугой, т.к. настоящий чай был в старые времена им практически недоступен по цене, потреблялись самые дешевые сорта (например, плиточный чай), либо смеси из трав-заменителей чая (иван-чай, душица, зверобой, лист малины и т.п.). Западные специалисты по чаю пишут, что «угощение чаем – неотъемлемая черта русского гостеприимства». Думается нам, что здесь все грустнее и проще – по законам гостеприимства (а эти самые законы изначально универсальны у всех земных этносов) гостю надо предоставить кров и еду. Возможно, что обычай поить гостей чаем на Руси возник скорее от нищеты («нечем накормить, так хоть кипяточком с травами...»). Хотя, все могло быть и совсем наоборот – поили гостей из заначки заваркой заморской, дорогим китайским чаем.

Так что ни о какой единой и универсальной «русской чайной церемонии» говорить не приходится.