чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: форум : новости


Пишет Денис Шумаков, 2007-06-21

мужчины и хороший чай

Специалисты американской компании Expedition Tea Company поделились с широкой чайной общественностью любопытным (хотя и достаточно локальным — в рамках одной компании) наблюдением. Оказывается, за последнее время в компании существенно выросла доля продаж тех чаев, которые обычно обозначаются термином Specialty Teas — главным образом, плантационных индийских и популярных китайских. При этом 80% покупателей дорогого чая — мужчины. Комментируя эти данные, специалисты Expedition Tea Company заметили, что аналогичный «мужской» всплеск интереса к качественным продуктам происходил 10-15 лет назад на винном рынке (напомню, что речь идет о США). И, в связи с этим, возможно повторение на чайном рынке винных тенденций — то есть возможен достаточно быстрый рост объемов продаж дорогого чая в течение ближайших лет. Он себя я могу добавить следующее. Во-первых, сравнения чайного и винного рынка в последнее время встречаются все чаще и чаще — буквально сегодня мне попалась заметка о шриланкийской компании Dilmah, в которой аналогия чая с вином развивается достаточно активно. Во-вторых, в принципе чайно-винные аналогии я считаю благом — не исключено, что следование чая по винному пути приведет к реальному росту потребительской чайной культуры. В-третьих, конечно, у такого пути будут издержки: нехватка на всех хорошего чая, появление новоделов и подделок и прочие радости динамично развивающегося рынка, количество товара на котором изначально и весьма жестко ограничено.

http://www.pr.com/...


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-21

Вот, кстати, сайт этой компании — у них забавные баночки: http://www.expeditiontea.com/...

А вот материал о Dilmah, вдруг кому интересно: http://money.cnn.com/...


Отвечает d'Arahchjan, 2007-06-21

вот тут вот российская кофеобжарочная компания довольно качественно проводит в жизнь концепцию "Кофе как вино". Поговаривают,что не они ее придумали, но все равно мне нравится. Хотя, они уже были пойманы на том, что плохо разбираются в собственных сортах и вешают лапшу на уши - дизайн у них превосходный. С продукцией можно познакомиться в магазине "Чай Кофе" на Мясницкой ("магазин Перлова", "настоящий "Чай Кофе" на Мясницкой")

http://www.safaricoffee.ru/...


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-21

Ну идея, вообще-то, лежит на поверхности. И на уровне копирования внешних атрибутов и чай, как вино, и кофе, как вино, подавать можно попробовать. А вот если копать поглубже, сразу вылезает много отличий, большая часть которых завязана на «колониальность» чая и кофе, то есть на дешивизну их выращивания и первичной обработки. С вином все иначе ;)


Отвечает d'Arahchjan, 2007-06-22

Неожиданная мысль. Не мог бы ты ее развить?

Мне казалось, что сейчас существует как очень дорогой чай, так и довольно дешевое вино в пакетах. Не думаю, что какое-нибудь чилийское вино в производстве обходится значительно дороже чая. Другое дело, что алкоголь для нас - это, как правило, атрибут праздника. А чай - продукт ежедневного потребления.


Отвечает kedrozo (kedrowski@yandex.ru), 2007-06-22

прикольно... на сайте вместе с разделами: грин ти, улун ти, органик ти и т.п. есть раздел- чай ти =)


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-24

Chai — очень распространенная штука в западных чайных ассортиментах. Практически стандартная уже, как Earl Grey, например. Я эти чайно-специвые смеси не особенно часто пробовал — но попадались среди них очень удачные Виттардовская, напрмер, из котрой мы масалу-чай делали ;)


Отвечает kedrozo (kedrowski@yandex.ru), 2007-06-24

кажеться понял о чём речь. пробовал нечто похожее под маркой гринфилд п моему, но не уверен. называлась она кристмас, или как то так. представляла из себя стандартные пакетики с сильным запахом специй и таким же вкусом. в качестве чая с сахаром для запивания еды, мне вполне понравилась


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-24

Дим, мысль я еще до конца недодумал и мне многой информации пока не хватает, но размышления у меня примерно такие.

Сразу оговорюсь, что под «чайной культурой» и «винной культурой» здесь я буду понимать те явления, которые сформировались на Западе. Как ни крути, а массовую и, в большей степени, высокую культуру потребления этих напитков в нашей жизни (в нашей — это не в смысле «в мировой» или «в человеческой», а в смысле «российской» или «европейской») определяют именно западные, а не восточные закидоны.

Так вот, на Западе принципы формирования винной и чайной культур были совершенно разными, несмотря на кучу схожих черт у напитков. Вино изначально было родным продуктом, которое изготавливалось своими виноделами в понятных и уважаемых странах по понятным и очевидным принципам. Труд людей, производящих вино, оплачивался, возможно, не очень высоко, но на европейском уровне — иначе эта отрасль просто не выжила бы. Я вот до конца этого еще не знаю, но почти уверен, что традиционно достаточно высокая цена на вино во многом обусловлена именно тем, что труд, знания и опыт людей, вино производящих, стоят очень дорого.

Эта ситуация привела к двум любопытным и взамосвязанным эффектам. Во-первых, для успешной торговли вином виноделы вынуждены развивать полноценную винную культуру. Им выгоден грамотный потребитель, ассиметричность информации о продукте невелика — достаточно просто посмотреть на «винные» полки в книжных магазинах, чтобы в том убедиться.

Во-вторых, грамотный винный потребитель интересуется всем циклом производства продукта: место, климат, почвы, лозы, правила сбора (производства, хранения), ассортиментные линейки в рамках каждого приличного дома, правила употребления и описания вина — вся эта информация лежит практически на поверхности. Достаточно просто проявить интерес, потратить немного денег и времени.

Все это привело к тому, что, несмотря на разнообразные хомуты и проблемы, винный рынок очень динамично развивается в качественном смысле. И большую часть его проблем можно отнести к проблемам роста. Чистая «европейскость» этого рынка во многом определяет его развитие. И тот факт, что сейчас сформировался уже рынок дешевого вина (в том числе — и уже чисто колониального, произведенного в странах с достаточно дешевой рабочей силой) ничего не меняет, этот рынок вынужден ориентироваться на европейскую планку и «тянется».

С чайной культурой все совсем иначе. В Европе она изначально формировалась, как культура колониального товара. Самая важная для качества напитка часть его производства реализуется в классических колониях — крайне дешевой рабочей силой с очень невысокой квалификацией. С точки зрения белого человека (очень снобской, но доминирующей), та часть производственного цикла чая, на которой его не касаются «белые руки», не достойна никакого внимания. Не случайно ключевой фигурой, определяющей качество чая в европейской культуре, стал титестер — первый белый специалист, который прикоснулся к напитку после «негров». И все, что после титестера — купажирование, упаковка, маркетинг, культура чаепития — это круто, это культурно и достойно внимания. А все, что до титестера — это негры, это фигня.

Ну то есть получается полный бред. В западной чайной культуре акцент интереса делается на вещах и на людях, которые на качество чая влияют в минимальной степени. И те категории, которые работают в винной культуре на позитив, в чайной культуре работают на негатив.

Во-первых, чайной индустрии невыгоден грамотный потребитель. И на развитие информационной чайной составляющей практически никто не запаривается. Уровень информационных материалов о чае, большей частью, убог. Точная информация о месте выращивания чая, о сорте чайного куста, о почвах, о химическом составе напитка и о прочих важных для качества мелочах почти всегда недоступна. Да и вообще, достаточно посмотреть на чайные книги в крупном книжном — и можно впасть в тоску, особенно после сравнения с книгами винными. Мне вот в руки почти одновременно попали две книжки: «Все тайны чая» под редакцией Мелешиной и The new illustrated guide to wine (Stuart Walton) — схожего формата и назначения. Это просто вилы. По сравнению с винной книжкой для книги о чае просто не подобрать правильно уничижительного эпитета... Я все это к тому, что ассиметричность информации на чайном рынке очень велика — уровень информированности производителя, продавца и потребителя чая о продукте несопоставимо разная. А это, в соответствии с теорией ассиметричной информации, всегда приводит к тому, что на рынке доминирует дорогое (относительно собственной себестоимости) дерьмо.

Во-вторых, потребитель чая, даже желающий быть разборчивым, полностью информационно дезориентирован. Ему доступна информация о брэнде, о стране производства, об ароматизаторе и о том, как это культурно и здорово — пить чай. И все. Он не в состоянии качественно контролировать уровень чая.

В таких условиях производители и продавцы творят, что хотят. А чего они хотят, мы все прекрасно знаем. Исключения, конечно, бывают — но погоды пока, увы, они не делают.

Так вот, к чему я это все. «Чай, как вино», «Кофе, как вино» — это очень красивые и разумные идеи. Но их реализацию, на мой взгляд, нужно начинать не с копирования внешних атрибутов, а с глубинных информационных и «культурно-воспитательных» пластов.

Мне кажется, что в ближайшее время этим будут заниматься только энтузиасты-одиночки, типа нас с вами. Что, конечно, наводит на грустные мысли (не мы с вами, конечно, наводим на грустные мысли, а то, что чайная культура — в руках энтузиастов ;)

Ну вот как-то так.


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-24

Андрей, ну да, рождественские смеси вполне попадают под определение chai. Ну разве что chai обычно поядренее — например, за счет перца.


Отвечает Anna Gorn, 2007-06-24

Денис, полностью с вами согласна по теме "Чай и вино". Вообще чай попадает в исключительную категорию.
У большинства, так сказать, транснациональных товаров, TOM (top of mind на языке маркетинга), то есть тот первый показатель, по которому человек у себя в голове ранжирует тот или иной товар - страна происхождения. Машины - японские, немецкие, французские, а потом - седан или внедорожник. Одежда - итальянская, французская, а потом уже хлопковая или шелковая. Часы - швейцарские, потом уже механические. Вино - сначала французское/итальянское/может молдавское а уж потом белое/красное (хотя многие могут поспорить) и т.д.
А чай совсем нет. Он для людей или черный или зеленый. В 90% даже страна происхождения не написана на упаковке.
Но насчет печальных энтузиастов, наоборот, надо радоваться - Это же такое поле для деятельности! Какие перспективы!!)) Гору надо свернуть, а не хухры мухры)))


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-24

Анна, сейчас не успеваю ответить развернуто, через пару дней напишу. Если забуду — напомните, ладно?


Отвечает Anna Gorn, 2007-06-25

Денис, можем на ЛЧ обсудить тему коллективно)


Отвечает ach, 2007-06-25

Денис,
надо бы у тебя попросить автограф... пока не поздно:)


Отвечает d'Arahchjan, 2007-06-25

Очень интересно написал. Спасибо.

Только вот что не совсем сходится. Недорогое вино в Европе тоже делают. А многотысячные китайские чаи продаются даже в заснеженной России - или ты именно их называешь "дорогим (относительно собственной себестоимости) дерьмом"?

То, что ты пишешь про выгодность неграмотного потребителя - относится и к клубной чайной культуре?

Мне кажется, что клубную и "супермаркетовскую" культуру потребления следует разграничивать. Это совершенно разные ниши. В супермаркетах несоответствие цены и качества - кругом.


Отвечает kedrozo (kedrowski@yandex.ru), 2007-06-25

То, что ты пишешь про выгодность неграмотного потребителя - относится и к клубной чайной культуре?

вспомнил лет 6 назад, я только начинал увлекаться чаем, клуб в саду Эрмитаж и рассказы чайных мастеров, о том как пуэр закапывают в землю, ситечко металическое, потаму что чай любит взаимодействие с металлом, а Б.В. по ночам превращается в кота и гуляет по москве )))


Отвечает d'Arahchjan, 2007-06-25

Если бы сейчас в саду Эрмитаж рассказывали такие же байки, удалось бы им с тем же успехом впаривать клиентам дорогие чаи и конкурировать с другими клубами?

Мне кажется, что с момента насыщения рынка чаепродАвцам просто необходимо воспитывать потребителя. Иначе непонятно, как за него конкурировать.


Отвечает kedrozo (kedrowski@yandex.ru), 2007-06-25

полностью согласен! проблема в том что даже в самом китае с какой то внятной систематизированой информацией туго. продавцы в пекине в своём большинстве вобще не образованы. единственный выход самим ездить на родину чая. в этом направлении сейчас и работаем


Отвечает Алексей Чураков (puer.ru@yandex.ru), 2007-06-26

проблема в том что даже в самом китае с какой то внятной систематизированой информацией туго.

Да нет, здесь проблем нету. Есть просто одна страшная сила - языковой барьер. Литературы на китязе завались (большая часть, это естесно, переписано друг с друга, но в любом случае не антинаучная чушь, а обычная компиляция). Так что надо учить языки. Иначе так и будем ими конверты для банкнот только заклеивать.


Отвечает Алексей Чураков (puer.ru@yandex.ru), 2007-06-26

продавцы в пекине в своём большинстве вобще не образованы.

А вот с этим полностью согласен. И слушать их байки (хотя они конечно, более научные, чем байки российских продавцов) последнее дело, потому как их задача продать, а не помочь покупателю выбрать, и, чтобы это понять, китайского не требуется. И если разговаривать особо не о чем (ввиду отсутствия знания языка), то иностранец рассматривается в большинстве случаев как дойная корова. А если разговоришься за жисть их (или свою), к тебе и отношение другое. Так что снова приходим к пошлой аксиоме в вышестоящем сообщении:для понимания предмета требуются коммуникативные возможности, кои можно проявить только через знание местных идиоматических выражений.


Отвечает Денис Шумаков, 2007-06-28

Анна, возвращаясь к вопросу об энтузиастах ;) У них (у нас) при всех очевидных достоинствах есть один супернедостаток — несистемность. А культура, в том числе и чайная — это явление системное и массовое. Энтузиасты способны создавать шедевры — но неспособны формировать культуры. Этим, на мой взгляд, должен заниматься крупный чайный бизнес. А не энтузиасты в рамках проектов типа нашего. А крупный чайный бизнес, судя по всему, не намерен в ближайшее время вкладываться в развитие чайной культуры.

Дим, и недорогое вино в Европе, и многотысячные чаи в России — это нормальные явления в русле чайного и винного мэйнстрима — их существование не подтверждает и не опровергает моей гипотезы, они просто есть. Я то говорю о том, что винная культура формируется качественным товаром, а чайная культура — некачественным.

Что же касается клубов, то и им, безусловно, необразованный потребитель очень выгоден. Потому что образованный может задать много лишних вопросов.

А вот на вопрос о разделении клубной и супермаркетовой культур я пока не готов ответить, подумать надо.


Отвечает Sisa (alsisa@mail.ru), 2007-06-29

По поводу несоответствия винной и чайной культуры.
Мне кажется, есть тут еще один существенный момент: вино – это готовый продукт, на качество которого мы можем повлиять разве что регулируя температуру подачи. («Вино-то это когда подавать? Я уж его грела-грела…»
А чай – по сути, полуфабрикат, из которого «продукт» надо еще приготовить. И процесс приготовления представляется элементарным, понятным любому. И тут, ИМХО, срабатывает стереотип: вино – «подороже купишь, получше получишь», а чай – «неча нас учить кашу варить, сами грамотные». Если провести опрос на тему «Умеете ли вы правильно заваривать чай?», то с очень большой вероятностью ответы в основном будут: Конечно, умею! А кто не умеет? А что, можно заварить неправильно? (Кстати, довольно большой процент наших граждан и вино предпочитает самодельное, из которого лучшим считается самогон:)
И тут опять, как утопленник, всплывает вопрос о технологичности. Вино: открыл-налил-выпил. А хороший чай предполагает довольно длительную «возню» с водой и посудой, которая далеко не всегда возможна и желательна.
А максимально технологичен с точки зрения процесса приготовления, как здесь на форуме уже неоднократно обсуждалось, этот самый пресловутый «утопленник»