СНОВА TEEGSCHWENDNER
Ко мне приехал очередной чайный гостинец из Германии, и, в соответствии с моими пожеланиями, это были чаи от фирмы TeeGschwendner просто хотелось немного получше разобраться в их ассортименте и в том, что это такая за фирма. О TeeGschwendner я уже как-то, примерно год назад, писал в одной из рассылок, но тогда мои впечатления были несколько сумбурными. Похоже, TeeGschwendner является крупнейшей немецкой чаеторговой фирмой, по качеству и ассортименту чая вполне сопоставимой, ну, скажем, с английским Виттардом.
Кроме чаев, ко мне также приехал их свеженький каталог (августа 2005), информацией из которого я и спешу поделиться. Кроме интернет-торговли, фирма имеет более 100 магазинов по всей Германии, и кучу всяких приятных сервисов, вроде предварительного заказа, оформления и доставки всяких «чайных» подарков. Весьма любопытным мне показалось и то, что в фирме есть свое собственное подразделение, которое занимается контролем качества чаев, которое даже имеет свою собственную печать (типа знака качества, «чай, проверенный ОТК» ;-).
Отец-основатель фирмы (к сожалению, в каталоге нет года основания фирмы), Альберт Гшвенднер душевно так пишет во вступительном слове каталогу, мол, немцы нация скептиков и кофеманов, поэтому сама идея предложить им обнаружить в своих чашках что-то новенькое была большим риском. Однако (и, заметьте, какое милое обоснование дальше ;-) сейчас время демократии и больших перемен, что надо изменяться вместе с жизнью и изменять себя, пробуя и познавая что-нибудь новенькое. Например, чай. Не знаю только, дошел ли до немцев этот пламенный призыв ;-))
После вступления отца-основателя там есть еще миссия на полстранички, которая содержит два главных принципа работы фирмы: высокое качество и максимально широкий ассортимент. Нашел там еще интересные циферки: каждый год производится около 2,9 млн.т. чая, из которых 1,624 млн.т. потребляются в самих странах-производителях, а 1,276 млн.т. увозится в другие страны. Далее с гордостью сообщается, что TeeGschwendner ежегодно экспортирует около 6380 т. чая, т.е. 0,5% от всего мирового экспорта, до 10000 чайных партий в год.
Чем еще мне понравился каталог? Возле каждого чая есть довольно исчерпывающая информация о нем и краткое описание. Обязательная информация (представленная специальными символами) включает в себя: уровень качества (6 градаций от «простого среднего качества» до «специального качества DeLuxe»); характер настоя по комплексу характеристик (три градации: 1) светлый, с легким цветочным ароматом, свежий, легкий, мягкий и др.; 2) средней цветовой насыщенности, с цветочно-травяным ароматом, пикантный и др.; 3) темный, насыщенный, крепкий и т.п.); информация о качестве чая, точнее, плантаций, на которых он выращен (три градации: 1) био-чай, экологическая чистота которого подтверждена в соответствии со стандартом DE-013 EWG 2092/91; 2) обычный чай; 3) чай, ароматизированный натуральными экологически чистыми добавками, в противовес чаям, ароматизированным маслами). В кратком описании есть немного довольно толковой информации и месте и сезоне сбора чая, о том, как лучше всего заваривать, если чай классический, то присутствует и небольшая историческая справка. Разумеется, в каталоге присутствует и несколько «литературных» разделов, где на 1-2 странички рассказывается об основных типах чаев в привязке к регионам их производства (дарджилинги, ассамы и др.).
Конкретных чаев предлагается тьма около полутысячи, наверное, а вот ассортиментных разделов всего 7: черные, зеленые, черные ароматизированные, зеленые ароматизированные, ройбосы (+мате), травяные (в т.ч. лечебные и йогические-аюрведические) чаи, фруктовые (в т.ч. витаминные).
Самый большой раздел черные чаи, причем улуны (которых буквально несколько штук и все тайваньские) также запиханы в черные чаи. Больше всего дарджилингов (более 20, около половины из них высокого и самого высокого качества, 5 и 6 ступень по их системе), с десяток ассамов, и «всякой твари по паре» кимунов, юннанней, сиккимов, непальцев ит.д. и т.п. и даже целый один пу-эр ;-))) Странное впечатление производит раздел зеленых чаев, в котором доминируют японские (и сравнительно дорогие на общем фоне) чаи. Довольно много всяких «левых» зеленых чаев, цейлонских, непальских, индийских. И очень мало китайских зеленых чаев. Сдается мне, что педантичные и старательные немцы весьма скептически относятся к китайскому «самоделу», отбирая только самое-самое, где действительно есть приемлемая гарантия качества.
Достаточно забавной является идея размещенного в каталоге «чайного календаря», рекомендующего, в какое время года какие чаи лучше пить. Правда, само содержание календаря мне не понравилось рекомендуемые чаи вызвали, мягко говоря, недоумение, а вот идея хорошая ;-)))
Что еще? Куча вариантов упаковки: базовая торговля вразвес, но есть и фасованные чаи (в пакеты по 100, 250, 450 грамм), есть «красивые» коллекционные чаи в коробках и банках, есть пакетированные чаи, есть всякая приятная утварь.
Короче, чего бы нашим так не торговать?! (отчет про привезенные чаи от TeeGschwendner в следующей моей рассылке)
ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Вот и осень. То золотая, согревающая теплым разнолистьем, то серая, пронизывающая хмурым дождем. Утром в бетонном склепе квартирки стыло и неуютно, выцарапываюсь из-под одеяла и понуро бреду на кухню. Чувствую себя тысячелетней мумией, которая уютненько так спала, и вдруг в одночасье примаршировали какие-то бравые пионэры, и разбудили ни за что, ни про что (хотя на часах где-то в районе 11.00 уже). Кухня встречает распахнутой настежь форточкой и морозным почти воздухом.
Но меня не обманешь, я знаю секретный синий цветок, который согреет воду и меня. Щелкаю авторозжигом, и еще минут несколько тупо созерцаю отражение моего округлившегося в блестящих боках чайника лица. И вот уже шумит бродяга-ветер, то ли в сосновых кронах, то ли в опавших листьях за моим окном.
Гайванька еще не проснулась, она погружена в ночную мерзлоту, и уют ее хрупок. Она робко прячется между подставкой для салфеток и плошкой с печенюшками, но вот уже с хищным шипением из чайникового носа выползает струйка воды, и заставляет гайваньку вздрогнуть и проснуться.
Излучающий тепло чайник внушает оптимизм и пламенную надежду на то, что все будет хорошо. Надежда придает сил и я, набравшись мужества, лезу в свой чайный шкафчик. В нем обилие чая и гробовая тишина. Пытаясь придать своему голосу суровость, спрашиваю: «Добровольцы есть? Шаг вперед!» Ответом мне все та же тишина, добровольцев почему-то нет. Тяжело вздохнув (решение-то принимать надо), я наугад выуживаю какой-то пестренький, весь в соловьях и цветущих розах, обильно изгвазданный иероглифами, пакетик с чаем.
Толковых надписей на любом языке мира на пакетике, разумеется, нет. Откуда сам чай не помню. По виду улун. Засовываю внутрь пакетика нос, нюхаю, ничего не понимаю, засовываюсь внутрь пакетика чуть ли не целиком, нюхаю и все равно ничего не понимаю. То ли чай старый, то ли моя заиндевевшая от холодного утреннего воздуха носоглотка объявила забастовку. Ощущала отмерзли...
Ну, улун, так улун... Пожимаю плечами, зеваю и ногтем выковыриваю несколько чайных листочков, плотно-скрученных, темно-зеленых, почему-то вызывающих устойчивую ассоциацию «корпускулы». Согретая кипятком гайванька раздухарилась, стала требовательной и раздражительной, прям кричит: «Давай чаю! ЧАЮ ДАВАЙ!»
Роняю драгоценные корпускулы в страждущее лоно гайваньки, бравым гусарским жестом заливаю все кипятком, накрываю крышечкой, и... Время останавливается в заветном мгновении, когда тревожный вихрь мыслей и чувств проносится в голове: «Готово уже? Или подождать еще секунду? Воздух-то холодный был... Но посудина-то разогрета как надо! Или все-таки чай старый, пах он как-то слабо... Или это мой утренний нос виноват?» Проходят какие-то несчастные секунды, а кажется, будто прошла вечность, и вот уже драгоценная влага льется в чабэйку.
В воздухе разливается дивный аромат что-то неуловимо-цветочное, медвяное, галлюцинирующее летним разнотравьем, упревшим в июльский полдень. Тонкостенная ча бэйка обжигает кончики пальцев. Мне горячо, но не больно, сквозь врата (имеются ввиду точки чжэнь-цзю, расположенные на кончиках пальцев) в магические каналы вливается блаженное тепло, и постепенно растекается по всему телу. Кажется, у меня действительно есть шанс проснуться...
В холодном утреннем воздухе чашка «дымит». Делаю глоток и поднимаю чабэйку вверх, рассматривая ее на фоне за оконного пейзажа. Ветер крепчает, срывая с облаков дождинки, а с деревьев густые пока еще листья. За окном суетливое и беспокойное мельтешение, а пар от чабэйки поднимается спокойно и величаво.
Делаю еще глоток (как дивно пахнет чай в холодной и сыром воздухе!) и вдруг... начинаю осознавать вкус чая! Творится какая-то неведомая алхимия вот так в осеннем холоде и пустоте из кокона сна появляюсь Я. Тело мое согревается, сознание мое проясняется, чай оживляет меня...
Это как игра шажок, еще шажок, мой ход, его ход, и так все дальше и дальше... Маленькое действие с моей стороны он отвечает теплом, немного внимания с моей стороны он дарит аромат, проблеск сознания с моей стороны вот уже раскрывается его вкус. И хмурый мир за окном, глядя на нашу игру, улыбается.
Не спеша, допиваю свой утренний чай. Это время проходит, но я снова верю, что душа моя будет жить вечно.
И потом, у меня много планов на сегодня! Если осень, то и надо пить осенний чай! Переходя к практике бытия, замечу, что осень нынче в наших краях не простая, а яблочная. И пью я чудесный осенний чай раза четыре на дню с яблоками: зеленые и дарджилинги с чем-нибудь кисленьким, а ассамы да юннани дивно пьются под яблоки сладкие, переспевшие, сахаристые... А хочется сытного чего-нибудь, так можно и дивную шарлотку запечь в духовке, и бытие станет совсем радостным!
Такая вот осень яблочночайная
Дивная, чудная, необычайная!