чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: осеньчай 2005. дао пакетиков, чернослив, матэ и дегустация

Сразу после бани у нас должен был случиться ужин. И он, наверное, случился — только я его почти не помню. Помню только, что уже на этом ужине мы начали смеяться тем специальным смехом, что известен только Лето(ОсеньЗима)Чайникам. Что послужило поводом для веселья, неизвестно, но шуточки все касались кулинарии и были исключительно удачными. Отсмеявшись в столовой, мы дали волю нашей рудиментной клептомании и утащили в коттеджи несколько липтоновских чайных пакетиков. В надежде использовать их каким-либо противоестественным образом.

Чайные пакетики — радость истинных любителей чая.
Чайные пакетики — радость истинных любителей чая.

Наиболее противоестественный способ, которым можно использовать чайные пакетики, как известно, является и наиболее распространенным. Состоит он в том, чтобы поместить чайный пакетик в кружку с кипятком, подержать его там некоторое время, потом вытащить и выкинуть — а то, что получилось в кружке — выпить. Вот уже несколько встреч подряд мы честно проделываем эту процедуру, пытаясь понять ее и принять — но у нас ничего не получается. Самая большая загадка чая в пакетиках состоит в том, что после их замачивания в кружке внутрь употребляется полученная жидкость, а не сваренные пакетики. На мой взгляд, такого же эффекта можно добиться, если сварить сосиски или яйца, потом их выкинуть и пытаться использовать полученный бульончик.

Только сейчас, почти через два месяца после октябрьского чаепития, я понял, что правильное употребление чайных пакетиков состоит в том, чтобы размачивать их кипятке и съедать — как сухие завтраки. Именно поэтому чайные пакетики делают с разными вкусами и именно поэтому к ним часто приделывают несъедобные ярлычки на ниточках — чтобы по внешнему виду человеку, съевшему несколько чайных пакетиков, можно было точно определить, что за пакетики он ел. По свисающим изо рта ниточкам с ярлычками.

Вечером 30 октября 2005 года эта бесконечно светлая мысль, конечно, не пришла в голову ни к одному из участников нашего чаепития — и поэтому с пакетиками проделывались какие-то скучные процедуры. Мы их поджигали и запускали по рецепту Юрия Никулина (липтоновские пакетики летают плохо), разными способами их рассматривали и даже подумывали о том, чтобы проверить, сколько проливок выдержит чайный пакетик, заваренный по церемонии гунфу-ча — но передумали. И пока некоторые из нас растапливали ками, остальные некоторые из нас пили зеленый чай Тянь Е, который приехал из Санкт-Петербурга, из клуба «Целый Мир» и заедали его странным тайваньским черносливом, который, как и положено тайванскому черносливу, приехал из Москвы, из «Бирюзовых чаев Тайваня».

Композиция из сухофруктов. Коварный чернослив — в верхнем левом углу, сморщенный.
Композиция из сухофруктов. Коварный чернослив — в верхнем левом углу, сморщенный.

Это был коварный чернослив. У него странный, сладко-соленый вкус, после которого катастрофически хочется пить. Именно поэтому он хорошо сочетается с чаем. Полагаю, не менее хорошо он сочетается и со многими другими жидкостями. Его настойчивый вкус является достаточно приятным — но его срочно хочется запивать.

Кстати, о жидкостях. Совсем забыл — помимо чая и уже совершенно традиционного хереса и не менее традиционной мадеры, на «ОсеньЧае» нас сопровождали более крепкие спиртные напитки (бальзамы «Рижский» и «Марий Эл») у бутилированный ароматизированный матэ. Этот загадочный напиток попал к нам тоже через питерский «Целый Мир» — и видом своим, как, впрочем, и самим фактом своего существования, он внушал нам самый что ни на есть суеверный ужас. Несмотря на ужас, мы его немножко попробовали, и он нам понравился не особо. Что совершенно понятно — находиться в одном помещении с большим количеством отличного чая и пить ароматизированный матэ из бутылок было бы в высшей степени странно. Потом, примерно через неделю после «ОченьЧая» я с расстановкой попробовал этот матэ в бутылках и пришел к выводу, что и из прохладительных чайных напитков, представленных сейчас на российском рынке, бутилированный матэ является наиболее интересным. Хотя бы потому, что в нем отсутствует невероятно сухой и гадкий привкус лимонной кислоты. Впрочем, это было потом.

А 30 сентября, растопив камин и сломав мой героический нож «Катран», верой и правдой служивший мне с 1999 года (я лично расколол ему рукоятку поленом в порыве страсти), мы перешли к парной дегустации черных чаев.

В процессе перекрестной дегустации чай наливались в чашки — и выпивались только оттуда, а не из носика чайника, как это принято у настоящих титестеров.
В процессе перекрестной дегустации чай наливались в чашки — и выпивались только оттуда, а не из носика чайника, как это принято у настоящих титестеров.

Устроена эта дегустация была невероятно просто — я в двух одинаковых чайниках совершенно одинаковым способом заваривал разные чаи — и мы их пили. Парной дегустации подверглись Darjeeling Badamtam FF (первого сбора) и Darjeeling Badamtam SF (второго сбора), Sikkim Temi SF и Darjeeling Castleton SF и самые что ни на есть простые Юннань с Кимуном в их европейском представлении.

Если честно, результат всех этих дегустаций был достаточно предсказуем. Конечно, из дарджилингов с одной плантации лучше тот, что раньше собран. А все остальные — и вовсе разные чаи. Но, во-первых, даже самые очевидные вещи полезно проверять собственным опытом, а во-вторых, нужно же было нам чай пить — мы за этим в Пушкинские Горы и приехали.

Итак. Darjeeling Badamtam первого сбора действительно тоньше и ароматнее Darjeeling Badamtam второго сбора. Кимун и Юннань на самом деле разные чаи — равно как и два чая второго сбора: Sikkim Temi SF и Darjeeling Castleton SF. И ничего в этой перекрестной дегустации не было бы неожиданного, если бы не раскрывшиеся вдруг яблочные тона в аромате и вкусе Darjeeling Castleton. Для меня, а, возможно, и для других участников чаепития, это было совершенно неожиданно. Darjeeling Castleton я пробовал неоднократно — и особенного внимания этому чаю не уделял, считая его весьма простым и не сильно интересным дарджилингом. А вот поди ж ты! Вылезли яблочные нотки. Неожиданно и посреди ночи.