Сегодняшний выпуск рассылки я начну с новости, буквально вчера попавшей в новостные сети Яндекса и доставленную мне свежей. Еще, можно сказать, трепыхающейся.
В КУНГУРЕ ПЛАНИРУЮТ УСТАНОВИТЬ ПАМЯТНИК ГУБКИНУ
Идея установить памятник одному из самых знаменитых русских чайных купцов возникла в Кунгуре еще 90 лет назад, однако тогда реализовать ее не удалось по множеству объективных причин. Сейчас установку памятника поддерживают и власти, и жители города. Предполагается, что памятник Губкину будет частью экспозиции музея купечества, однако, как сообщается в новости под ссылкой, «пока это только проект».
Вот ссылка на оригинал новости, впрочем, ничего особенного в этом оригинале нет, кроме, пожалуй, того, что там Губкина называют Александром, хотя он, согласно большинству источников, был Алексеем. Я, впрочем, на этом настаивать не буду в условиях, когда достоверность любых данных проверяется Яндексом или Гуглем настаивать на чем-нибудь нужно чрезвычайно осторожно.
Однако речь сейчас не об этом. Имя Алексея Семеновича Губкина (1816-1883) побудило меня сказать о нем несколько слов. Честно говоря, рассказывая о русских чайных купцах очень трудно удержаться от надрывно-ностальгических ноток, столь распространенных в отечественной литературе однако я буду себя сдерживать и постараюсь быть сухим и точным.
Итак. А.С.Губкин, безусловно, является самым знаменитым русским чайным купцом. Едва ли именно он начал первым торговать в России чаем (его чайное дело «стартовало» в 1840-х годах), однако, как это часто бывает, самый заметный из представителей какого-либо бизнеса постепенно в популярной литературе становится и его основателем мне уже доводилось читать о том, что именно Губкин познакомил с чаем Россию и Европу. Это, конечно, преувеличение. Совершенно пустяшное хотя бы потому, что масштабность фигуры Губкина, равно как и масштабность его чайного дела, ни в каких преувеличениях не нуждаются. К 1916 году обороты товарищества, основанного Губкиным, достигли 65 миллионов рублей, и составляли одну треть от всей продажи чая в России.
Принято считать (эти данные я не могу проверить), что Губкин первым из русских купцов стал осуществлять целевые «сортовые» закупки чая, перейдя от торговли в стиле «а какой чай у вас есть» к торговле в стиле «мне нужен чай такой-то и такой-то». Грамотные оптовые закупки позволили Губкину организовать розничную торговлю таким образом, что чай стал доступен разным самым разным слоям населения и превратился постепенно в по-настоящему повседневный национальный напиток России (это произошло, как видите, относительно недавно чай в России пьют уже лет четыреста, но массово пьют всего века полтора).
После смерти Алексея Семеновича Губкина его дело продолжил внук, учредивший товарищество «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко». Александр Кузнецов прославился своей благотворительностью, причем прославился как-то странно, об этой благотворительности можно найти, например, вот такое суждение: «Наследник больше занимался благотворительностью это был человек другого склада, чем дед, но не из тех, кто пускает на ветер нажитое предками. Его поступки, порой трудно объяснимые, служили хорошей рекламой фирме, а опытные управляющие не позволяли слишком зарываться». Что скрывается за этой осторожной фразой на самом деле, не ясно ясно лишь, что характер Кузнецова не пошел во вред делу. Товарищество построило чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, Иркутске и Самарканде, купило в Ханькоу фабрику по производству плиточного чая и открыло там закупочную контору, филиалы товарищества работали в Коломбо, Калькутте и на Яве.
Одним словом, сейчас таких чайных бизнесов уже не делают. А жалко. Совершенно очевидно, что прошедшее со времен расцвета компании Губкина и товарищества Кузнецова почти столетие сильно романтизирует образ и самого Губкина, и его внука. Но мне бы очень хотелось, чтобы и среди современных русских чайных бизнесменов нашлись люди, которым земляки захотят поставить памятник.
Но пока я таких фигур не замечаю. И знаете еще почему? Вот обратите внимание, практически все старые русские чайные компании были «именными»: «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко», «Петр Боткин и Сыновья», «Высоцкий и К: развеска чая», «С. Перлов», «Вогау и К», «Братья К. и С. Поповы», «Василий Перлов», «Климушкин». Люди покупали не просто чай, они покупали чай «боткинский», «перловский», а чай «Высоцкий» даже вошел в какую-то песню (не факт, кстати, что ему этим стоит гордиться).
А сейчас мне навскидку вспоминается только чай «Никитин», которого, впрочем, я давно уже не вижу в магазинах, и «Кузьмичев», который и вовсе французский. Фамилии владельцев современных чайных компаний, конечно, ни от кого не скрываются. Но и не выпячиваются.
Не хочется так думать, но может это потому, что им гордиться нечем?
ЧАЙ REVOLUTION
На отечественный рынок пришел новый чайный брэнд, на сей раз американский. Сайт чая Revolution под ссылкой там все понятно и красиво.
Я смотрю на эти баночки и коробочки второй день и меня не покидают смешанные чувства. С одной стороны, мне безумно нравятся и эти пакетики, и эти жестянки все очень стильно и очень привлекательно. Но с другой стороны я отлично понимаю, что симпатия эта относится ко всему, что чай окружает к упаковке и ее оформлению, к способу продвижения товара, к разнообразию ассортиментной линейки брэнда и к его общему стилю (очень не люблю это слово, но здесь оно отлично подходит весь этот Revolution очень стильный). Мало того, весь антураж этого чая отлично удовлетворяет ту потребность человека, которую можно назвать «низменной эстетической» то есть потребность легко и без напряга, за счет окружения себя предметами определенных форм и расцветок, войти в круг людей стильных и утонченных.
Целый спектр эмоций, короче говоря. И никакого интереса к самому чаю. Я буду очень рад заполучить в свои руки эти симпатичные баночки и мне совершенно по барабану, какой в них чай. Ни его описание, ни его внешний вид не вызывают никакого интереса. Зато я отлично понимаю, что этот чай можно пить с таким же выражением лица, с каким Фима Собак в первом, самом старом фильме «12 стульев» курит остаповский «Казбек» с какой-то модной наклейкой.
Это не есть хорошо. Упаковка не должна заслонять чай настолько, чтобы чай становился безразличным. Это первый шаг к размыванию чайных вкусов и падению чайных нравов.
Ну как, достаточно апокалиптично получилось?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ
В своей сегодняшней колонке на «Информационном Буме» я пишу о том, в чем состоит самое главное чайное удовольствие. И совсем немного о том, как его получать.