чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 321 (15.06.06). д. шумаков

ЛЕТОЧАЙ 2006
После достаточно длительного перерыва в наших «природных чаепитиях» (последний раз мы собирались в октябре 2005 года в Пушкинских Горах, на ОсеньЧай 2005) назревает очередная встреча. Место проверенное — бунгало загородного отеля «Плесков» и прилегающие к нему сосновый лес, Псковское озеро, коса, недалеко в него уходящая, виднеющиеся на горизонте Талабские острова, расположенные поблизости Изборск и Печоры — красота, одним словом.

«ЛетоЧай 2006» начнется утром 4 августа встречей всей честной компании на железнодорожном вокзале в Пскове и последующим отъездом в «Плесков». Два с лишним дня почти безостановочных чаепитий на свежем воздухе — и 6 августа вечером мы проводим всех домой. Тоже, скорее всего, с железнодорожного вокзала.

Наши чайные встречи удачно совмещают в себе кулуарность и открытость. С одной стороны, мы собирались уже шесть раз и сформировали замечательный круг завсегдатаев — и мы никогда не тратим время на долгие знакомства-присматривания, но сразу начинаем пить чай и безудержно веселиться самыми разными способами. С другой стороны, мы очень рады новым людям и всячески приветствуем их появление на наших чаепитиях.

Тусовка у нас обычно получается небольшой — от 10 до 20 человек. И это, конечно, достоинство ЛетоЧаев — так и уютнееб, и интереснее. Невеликость тусовки, кстати, означает, что количество мест для участия в мероприятии (и забронированных в отеле) ограничено, так что если вы решите к нам присоединиться, лучше сделать это заранее и побыстрее ;)

Предварительная информация о мероприятии вот здесь. Спустя некоторое время на этой же страничке появятся прогнозы погоды, расписания поездов и самолетов (если они в августе еще будут летать из Москвы в Псков и обратно) и прочая полезная информация.

Ну а я, конечно, время от времени буду напоминать в рассылке о том, что «ЛетоЧай 2006» приближается.

ФРИЗСКИЙ ЧАЙ. ОПЫТЫ НА ЛЮДЯХ
Некоторое время назад Сергей Калинин подготовил небольшой, но весьма подробный и интересный цикл статей о фризской чайной культуре — этот материал опубликован на нашем сайте начиная вот с этого адреса.

Через некоторое время после публикации этого цикла статей (которая, напомню, состоялась некоторое время назад) в заботливые руки Сергея Калинина попало некоторое количество настоящего фризского чая (то есть чая, произведенного в Восточной Фризии специально для приготовления хитрым фризским способом) и специальный крупнокристаллический сахар, совершенно необходимый для фризского чаепития. Частью этого богатства Сергей Калинин поделился со мной, оно вылежалось у меня дома положенное время — и вот сегодня мы устроили почти настоящее фризское чаепитие. О котором, собственно, я и собираюсь рассказать, сделав, правда, пару оговорок.

Во-первых, мне уже доводилось пробовать чай, приготовленный почти по классическому восточно-фризскому рецепту. Чуть более года назад этим рецептом со мной поделился Сергей Задорожный, рассказав, что крепким черным чаем со сливками и кристаллическим сахаром его потчевали в Ганновере. Я этот рецепт опробовал на себе, мне напиток понравился — и я стал называть его «чаем по-ганноверски». А оказалось, что это «чай по-фризски» (хотя, конечно, классический фризский рецепт отличался от того, что я использовал для приготовления «ганноверского чая»).

Во фризско-ганноверской путанице, на самом деле, нет ничего предосудительного. Ганновер является столицей Нижней Саксонии — земли в Германии, на территории которой расположена Восточная Фризия. И хотя сам город Ганновер от Восточной Фризии расположен достаточно далеко и исторически, насколько я понимаю, к этой области не относится, некоторая родственная связь между понятиями «ганноверский» и «восточно-фризский» таки присутствует (это я себя успокаиваю).

Во-вторых, из аутентичных фризских вещей в моем распоряжении были только чай и сахар — а для настоящего фризского чаепития этого мало. Необходим еще целый набор чайной утвари, часто весьма причудливой — такой, например, как «чайная печка». Так что мне пришлось импровизировать.

Во фризской чайной традиции «чайная печка» служит для прогрева заварочного чайника перед завариванием чая и для подогрева заварочного чайника в процессе заваривания чая. Я заменил фризский комплект из «чайной печки» и фарфорового чайника на тайваньский комплект из подставки со свечой и чайника из огнеупорного стекла (LY204 и LY021 вот на этой странице) — внешне, конечно, все это выглядело совсем не по-фризски, но функциональность прибора, полагаю, получилась правильной.

Само заваривание чая я проводил в строгом соответствии с инструкцией. Одновременно с тем, как на огонь был поставлен чайник с водой, на подставку со свечой для прогрева был поставлен заварник — и пока вода не закипела, я поглядывал на него с опаской, опыта нагрева на свече пустого стеклянного чайника у меня не было. Стекло выдержало — но в дальнейшем я буду избегать таких опытов. Дело в том, что от прямого пламени свечи дно пустого чайника раскаляется настолько сильно, что даже кипяток испаряется с него с весьма драматическим шипением. Такими фокусами можно погубить самое лучше стекло, так что если я еще когда-либо решусь на фризский чай, то буду искать другие способы прогрева чайника.

Но в данном случае, как я уже говорил, все обошлось. Тря чайных ложки фирменного фризского купажа (составленного из мелколистового цейлонского, ассамского и яванского чая) я залил небольшим количеством кипятка и дал этой композиции настояться пять минут. В самом начале настаивания в свете свечи чай приобрел очень необычный и яркий красный оттенок, который, впрочем, быстро сменился оттенками более привычными для черного чая.

После пяти минут настаивания, я залил чайник кипятком доверху, дал ему постоять на свече еще минутку и разлил в две чашки, наполняя их на две трети. При этом, конечно, на дно каждой чашки было положено по крупному кристаллу сахара, являющегося во фризском чаепитии чуть ли ни главным элементом. Дело в том, что при заливании горячим чаем эти кристаллы характерно трескаются. Наверное, если слышать такой треск с детства, он может показаться волшебным (как нас, например, часто умиляет «пение» самовара). Мне он показался просто забавным.

Кстати, именно для того, чтобы этот треск получился правильным, во фризском чаепитии столь много внимания уделяется подогреву чая. Он должен быть максимально горячим — иначе треск получится недостаточно интенсивным, а то и вовсе невнятным.

После того, как чашки на две трети были заполнены чаем, мы с женой стали добавлять в них сливки (Пушкиногорские, почти наверняка — лучшие в мире ;) Делать это нужно аккуратно, небольшими порциями — чтобы сливки не особенно интенсивно тонули, концентрируясь, большей частью, на поверхности напитка. Сливок мы набухали в чай достаточно много, почти полностью, в итоге, наполнив чашки.

Внешне полученный нами напиток ничем не отличался от образцов фризского чая, представленных на различных иллюстрациях. Решив, что все сделано правильно, мы начали этот чай пить.

И вот тут меня лично поджидал один сюрприз. Вкус очень крепкого чая со сливками очень сильно напомнил мне вкус кофе с молоком — к концу чашки я, конечно, эту иллюзию утратил полностью, но первый глоток был совершенно кофейным. После утраты кофейной иллюзии чай стал неинтересным — чай и чай. Сладкий и сладкий. Со сливками и со сливками. Ну и что.

Впрочем, как и всякий «узконациональный» напиток, фризский чай неотделим, пожалуй, от фризской культуры и фризского уклада жизни. И по-настоящему, наверняка, его можно попробовать только во фризской семье. Вкус, почти наверняка, у него будет таким же, а вот впечатления от него останутся совсем другие.

Надо попробовать при оказии. Потому что в наших краях это так — баловство.

Уже допив чай, я пожалел, что не стал его пить из прозрачной посуды. Посмотреть на его слоистость сбоку было бы достаточно интересно.

ДЕГУСТАЦИЯ AHMAD LIMITED EDITION
Естественно, она продолжается. И будет продолжаться, полагаю, еще пару недель. Следите за нашими впечатлениями.