чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 343 (16.11.06). д. шумаков

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ
В этом и в нескольких следующих выпусках рассылки я буду рассказывать об ароматизированном чае. Помимо прямых и непосредственных просьб части подписчиков рассылки раскрыть эту тему, тому есть еще несколько причин.

Во-первых, с каждым годом ароматизированного чая на рынке будет становиться все больше и больше. В том числе и ароматизированного чая в самом крайнем его воплощении: готовом к употреблению бутилированном холодном чае с разными ароматами. В общем и целом это печально. Потому что ароматизация чая, по сути своей, является процессом придания чаю востребованных потребительских качеств противоестественным способом, причем чаще всего процесс этот сопровождается целенаправленно работой по снижению уровня претензий потребителя. То есть, с одной стороны, чай немного «дотягивают» до потребителя, с другой — потребителя «опускают» до чая, объясняя ему, что аромат дикой вишни и есть та самая вершина изысканности, которой только он и достоин.

Потребительские свойства чистого чая очень сильно зависит от качества чайного листа и от качества его первичной обработки — то есть зависят от погоды, плантации и рук тех, кто этот чай выращивает, собирает и обрабатывает. И обеспечивать постоянное высокое качество чистого чая очень сложно.

Потребительские свойства ароматизированного чая зависят и от качества самого чая, и от качества ароматизатора. На первый взгляд, обеспечивать качество ароматизированного чая еще сложнее, чем чистого (больше факторов нужно учитывать). Но только на первый.

Дело в том, что внимание потребителя в ароматизированном чае чаще всего смещено с чая на ароматизатор. При достаточно сильном аромате клубники, дикой вишни, апельсина и тому подобных штук вкус и аромат собственно чая становятся сильно вторичными и потребителю незаметными. При этом потребительские свойства ароматизированного чая перестают зависть от качества самого чая и начинают зависеть от качества ароматизаторов. Производителям и продавцам чая на массовом рынке это чрезвычайно выгодно — неоднозначность, вносимая в чайный бизнес природным сырьем (чаем) пропадает, а хорошие ароматизаторы обеспечивают приемлемый для потребителей уровень готового продукта независимо от качества самого чая. Мало того, производство ароматизированного чая позволяет эффективно использовать залежавшийся и потерявший аромат обычный чай — что тоже очень выгодно.

Короче говоря, ароматизированный чай чрезвычайно технологичен и идеально подходит для массового производства. Производители этим уже пользуются и будут пользоваться все активнее и активнее — и количество ароматизированного чая на полках наших магазинов будет безостановочно расти. Во всей этой настоящей и будущей куче нужно научиться разбираться — и я постараюсь снабдить вас подробной информацией об ароматизации чая.

Во-вторых (если вы еще помните, что было «во-первых»), как это всегда бывает, ароматизация чая — это палка о двух концах. Имея в крайне печальном варианте низкие цели (фактический обман покупателя через подсовывание ему под видом чая напитков с другим вкусом и ароматом), в крайне благородном варианте ароматизация чая может иметь перед собой цели весьма благородные. Как то: создание напитков с новыми, приятными ароматами, постепенное знакомство потребителей с новыми сортами чая (зелеными, улунами, пуэрами), привлечение к чаю большего количества потребителей.

Как вы понимаете, «благородство» или «обман» в случае с ароматизацией — понятия чрезвычайно субъективные и зависят от позиции того, кто эти понятия использует (самый паршивый ароматизированный чай с кислотным апельсиновым ароматом можно объявить принципиально новым напитком, созданным для того, чтобы радовать потребителей). Однако существуют и объективнее признаки «благородной» ароматизации: качественный чай, деликатность ароматизации (не прибивающая собственный вкус и аромат чая), использование при ароматизации натуральных компонентов и честность продавцов и производителей по отношению к потребителям при информировании последних о способе ароматизации чая.

Так вот, вы, возможно, удивитесь, но «благородно ароматизированные» чаи на рынке есть, нередко они удивительно вкусны — и о них нужно рассказать непременно.

В-третьих, ароматизированные чаи (иногда даже в самом худшем своем виде) в чайной культуре и чайных привычках каждого конкретного человека играют очень важную роль. Достаточно часто интерес к чаю в будущем любителе и ценителе возникает именно после знакомства с разнообразными ароматизированными чаями. Ароматизированные чаи являются отличными «чаями для гостей» и могут внести очень приятное разнообразие в коллекцию самого рафинированного чаянного эстета.

Короче говоря, рассказ об ароматизированных чаях имеет под собой самые веские основания.

Шесть лет назад, когда Сергей Калинин писал заметки по видам чая для нашего сайта, он, руководствуясь исключительно потребительской информацией (выхода на чайных технологов у нас тогда не было), предложил разделить все ароматизированные чаи на четыре группы. На чаи с синтетической ароматизацией, чаи с натуральной ароматизацией экстрактами (маслами), чаи с натуральной ароматизацией натурой («передача» чаю аромата натурального продукта, например, цветков жасмина) и чаи с натуральной ароматизацией добавлением натуры (это когда в чай просто добавляется что-либо ароматное — цветы или ягоды, например).

Эта классификация, на самом деле, не утратила актуальности. В чайной промышленности и на упаковках с чаем, конечно, используются более мягкие формулировки (слово «синтетические» на них ни за что не напишут), но сути вопроса эти формулировки не меняют.

А суть вопроса эта самая состоит в том, что практически весь маассовый ароматизированный чай — это чай, ароматизированный способом, который Сергей Калинин назвал «синтетической ароматизацией». Конечно, у этой синтетической ароматизации есть нюансы — и мы с ними разберемся достаточно подробно, уточнив, в том числе, и терминологию. Но нюансы эти общей картины не меняют — натуральные ароматы в чае встречаются относительно редко.

Вы будете смеяться, но сама технология ароматизации чая скрывается производителями от потребителей достаточно тщательно. В режимные объекты чанные фабрики, конечно, не превращаются, но лишних людей туда стараются не пускать и о самом технологическом процессе особенно не распространяются. И вовсе не потому, что эта технология противозаконна или приводит к появлению смертельно ядовитых продуктов. Просто она не очень симпатична (как и многие процессы массового производства привычных, в общем-то, продуктов) и не особо соотносится с тем образом чая (натуральный природный продукт), который настойчиво сейчас культивируется.

И еще. При производстве и продаже синтетически ароматизированных чаев значительное внимание уделяется созданию иллюзии их натуральности. В самом простом случае эта иллюзия создается лукавой формулировкой «ароматизатор, идентичный натуральному». В более сложном (и коварном) случае добавлением в искусственно ароматизированный чай цветов или кусочков фруктов, идентичных ароматизатору. Такие добавки носят почти исключительно декоративный и «обманный» характер — аромата от них не прибавляется. Но как они работают на психологическом уровне! Ну сами посудите, чай пахнет земляникой и в нем лежит сушеная земляника — ясен пень, что это она и пахнет.

Впрочем, все эти познавательные, поучительные и печальные иногда истории я расскажу в самом конце своего ароматизированного повествования. А начну рассказ об ароматизированных чаях с примеров исключительно приятных — с чаев с ароматными добавками и чаев, ароматизированных разными натуральными штуками.

Только и это случится уже в следующем выпуске рассылки. У меня часто получаются очень длинные вступления.