Мои многообразные и многочисленные чайные переживания последнего времени вызвали во мне размышления о том покое и умиротворении, которые могут сопровождать и каждое отдельное чаепитие, и чайную культуру в целом. И о том, что чай может стать для людей еще одной пузомеркой, еще одним способом разделить козлищ и агнцев. Этими размышлениями я хочу поделиться с вами.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы разбираетесь в чае настолько хорошо, насколько это возможно при существующем магазинном ассортименте и в существующем «чайном информационном поле». На вашей чайной полке — десяток-другой разнообразных чаев, среди которых попадаются весьма редкие и дорогие сорта. И вы не только радуетесь их присутствию в доме — вы любите и умеете получать удовольствие от пития этих чаев.
И вдруг, волею случая или намеренно, вы оказываетесь в компании, в которой люди не обращают ни малейшего внимания на тот чай, что они пьют. Они запивают им бутерброды и печенюшки — и совершенно спокойно заваривают «Беседу», вовсю пьют вторячки и радуются катастрофическому химическому запаху ароматизированных чаев.
А вы на все это смотрите, и постепенно в вашей душе начинает расти чувство собственной исключительности. Проявляться оно может самыми разными способами — от тихой грусти («Ну вот, и с моими старыми друзьями я уже не могу выпить чаю») до бурного внутреннего возмущения («Черт побери! Как это вообще можно пить! И эти люди еще на что-то претендуют!»). Развиваясь одновременно с чайным вкусом, это чувство постепенно превращается в стену, которой вы начинаете делить людей на своих и чужих — в зависимости от того, разделяют они ваши чайные предпочтения или имеют собственные. Причем круг своих будет постоянно сужаться — потому что в такой субъективной сфере, как восприятие чая, одинаковыми не могут быть даже близнецы.
...знания, привычки и вещи, которыми мы обладаем, часто дают нам преимущества перед другими людьми — но никогда не делают нас лучше.
В центре этой спирали — одиночество. Одиночество профессионала, романтизированное кинематографом и страшное по сути своей. Одиночество, известное гордецам и мудрецам, с покорностью соглашающимся на то, что во многом знании — многие печали. И забывающих о том, что знания, привычки и вещи, которыми мы обладаем, часто дают нам преимущества перед другими людьми — но никогда не делают нас лучше.
Чай — это простой способ найти новых друзей и прекрасный повод повидаться со старыми. Чай поможет вам рассказать о себе и позволит лучше узнать собеседника. Чай приносит в душу мир и покой. Но все это происходит в том и только в том случае, если вы хотите найти или повидать друзей, хотите рассказать о себе или узнать другого, стремитесь к миру и покою. Замечательные свойства чая вовсе не заключены в жестянке, подобно джинну — они проявляются только совместно с желаниями людей, собравшихся за чайным столом. И если эти люди обуреваемы гордыней, решили выпендриваться и выяснять, кто же из них более культурен и утончен — чай уйдет на второй план, уступив человеческим страстям и стремлению людей к одиночеству...