чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 362 (29.03.07). д. шумаков

АНОНС
Мы опубликовали новую статью Николая Монахова, на сей раз посвященную опытам по производству белого чая в Абхазии. Вообще-то, если честно, Николаю нужно ставить нерукотворный памятник. Во-первых, за его неуемную (и разумную, что бывает очень редко) страсть к исследованиям. Во-вторых, за готовность делиться опытом (то есть за те рассказы, которые мы имеем удовольствие и честь публиковать на нашем сайте). В-третьих, за чай, которым Николай с удовольствием нас всех угощает...

Вот статья. Николай, спасибо.

ЧАЙ ИЗ ДОЛИНЫ КАНГРА
Вы наверняка знаете, уважаемые подписчики, что самым знаменитым индийским чаем считается Дарджилинг, выращиваемый и производимый на плантациях вокруг города Дарджилинг, который расположен на северо-востоке Индии, в области, «зажатой» между Непалом, Бутаном, Бангладеш и Китаем (если, конечно, смотреть на не особенно подробную карту).

Однако в сердине-конце XIX века, когда индийская чайная индустрия только-только создавалась англичанами, одним из самых лучших (а иногда и самым лучшим) индийским чаем назывался чай из другого региона Индии — из долины Кангра.

Долина Кангра (Kangra Valley) — это совсем небольшая область на севере Индии, между Пакистаном, Тибетом и индийским штатом Джамма и Кашмир («между» — это если, опять же, ориентироваться на не очень подробную карту, подробную же карту долины можно посмотреть, например, вот здесь). Выращивание чая в долине Кангра начали в 1854 году англичане — и уже к концу XIX века чай из долины стал хорошо известен и часто ценился значительно выше чая из того же Дарджилинга. Однако выращивание чая в долине Кангра всегда было сопряжено с серьезными проблемами. Плантации в Кангре, расположенные на высотах от 900 до 1500 метров, никогда не были особенно прибыльными — это было связано и с достаточно суровым климатом, с тем, что на плантациях этих традиционно выращивались не очень урожайные сорта чайного куста, и с разнообразными катаклизмами (например, с разрушительным землетрясением 1905 года).

После ухода из Индии англичан плантации Кангры медленно, но верно начали приходить в упадок. К 1980-м годам качество чая из Кангры существенно ухудшилось — сказалось и «усталость» плантаций, и изменение принципов ведения чайного бизнеса. Только за последние 10 лет площадь чайных плантаций в долине Кангра сократилась с 3000 до 1800 гектаров, урожайность плантаций постоянно снижается, земли скупаются торговцами недвижимостью, а чай из Кангры уже достаточно давно практически не продается под собственным именем, о котором, кстати, уже почти никто и не знает. Чаще всего чай из Кангры перекупается чаеторговцами из Дарджилинга и продается как Дарджилинг.

В настоящее время индийские специалисты достаточно активно работают над возрождением плантаций в долине Кангра — старые чайные кусты там постепенно заменяются молодыми кустами новых, более урожайных сортов. Однако позволят ли все эти меры возродить былую славу чая из Кангры (главным образом, связанную с особенным ароматом, описаний которого я, к сожалению, найти не смог), неизвестно. Впрочем, индийцы надежды не теряют — не так давно они инициировали процесс по присвоению чаю и Кангры статуса Географического Индикатора (это когда чаем из Кангры может называться только стопроцентный чай из Кангры — как коньяк или шампанское)...

Это была история и теория. А теперь будет реальность и практика.

Естественно, что я возжелал попробовать чай из Кангры сразу же после того, как узнал о его существовании. Причем тот факт, что сейчас этот чай хуже, чем когда-то давно, меня особенно не смущал — тогда, когда он, по общему мнению, был хорошим, я его все равно пить возможности не имел.

В России я этого чая нигде не нашел, но легко отыскал его в зарубежных чайных интернет-магазинах. Но, к сожалению, не в тех, работа с которыми у меня отлажена. Пришлось затаить надежду и ждать оказии.

Оказия случилась неожиданно. В городе Париже у меня появился заочный чайный знакомый, периодически закупающийся чаем в «Дворце Чая» — знаменитом и, судя по всему, весьма приличном парижском чайном магазине. При проверке ассортимента этого «Дворца» я обнаружил в нем чай Kangra Himalayan T.G.F.O.P. — тот самый чай из той самой долины. Он был немедленно мною заказан и практически столь же немедленно для меня приобретен.

А дальше начались сложности. Оказалось, что физическое лицо физическому лицу не может послать из Франции (равно как и из любой другой страны Евросоюза) посылочку с продуктами питания — будь то чай или баночка варенья. Юридическое лицо — может, физическое — нет. Я уже было собирался обреченно и великодушно давать моему знакомому отмашку на самостоятельное выпивание вожделенного чая, но вовремя вспомнил о том, что из Великобритании посылки с чаем доходят до меня без проблем.

Дальше все было просто. Чай из Парижа был отправлен в Харлоу, а из Харлоу (Дим, спасибо) — в Псков. Содержимое посылки (состоящее из трех пакетов с чаем) во время этого романтического путешествия не пострадало, и в прошлую пятницу чай из долины Кангра был заварен и всеми способами попробован.

Магазинная фотография (см. приведенную выше ссылку) создает несколько искаженное представление о внешнем виде чая — из-за очень уж большого увеличения чаинок. На самом деле, на вид чая из Кангры очень прост — однородные средние по размеру чаинки с небольшими светлыми «типсатыми» включениями. В принципе, буквы в названии чая (T.G.F.O.P.) его внешний вид характеризуют точно. Размер листа — типичный O.P., типсы есть — так что T. уместно. Ну а G. и F. можно игнорировать — это почти субъективные характеристики.

А вот со вкусом и ароматом этого чая получилось небольшое приключение. Честно говоря, из того факта, что чай это скупают торговцы из Дарджилинга и мешают его со своими чаями, мы с женой сделали однозначный вывод о том, что кангровый чай будет похож на дарджилинг. Мало того, внешне он действительно на простенький дарджилинг похож. И ароматом сухой заварки похож — только у Кангры очень заметны печеные нотки, но они могут быть следствием особенностей технологии производства.

А вот вкус нас озадачил. Намеки на дарджилинг в нем очень тонкие, почти неразличимые. Черный чай, весьма симпатичный, со знакомыми нотами во вкусе — а что за ноты, не узнать. «Настроенность» на дарджилинг сыграла с нами злую шутку — мы заваривали чай в разной воде и разными способами, пока, наконец, не поняли, что вкусом своим чай из долины Кангра больше всего похож на те китайские чаи, которые в Европе продаются под названием «Кимун».

Кимунистость вкуса кангрового чая совершенно очевидна: фруктовая сладость, сушинка, мягкая терпкость. Послевкусие, правда, немного отличается — в нем заметны свежие ментоловые ноты, очень смягченные. И упомянутая чуть выше фруктовая сладость тоже не совсем такая, как в кимунах. В кимунах она проявляется в черносливовых нотах, а в кангровом чае — в кураговых, если таки ноты бывают, конечно ;)

При заваривании в некоторых видах воды из вкуса и аромата этого чая чуть заметнее вылезают дарджилинговые тона — этаким фоном, на уровне, скорее, узнавания, нежели получения удовольствия.

Я не знаю, чем объяснить «кимунность» кангрового чая. Конечно, и чайные кусты, и чайные технологии были завезены в долину Кангра из Китая. Но вряд ли родственность вкусов можно объяснить этим историческим фактом. Во-первых, в Кангре сейчас, в основном, выращивают китайско-ассамские гибриды чайного куста. Во-вторых, за сто пятьдесят лет технологии производства чая могли сто пятьдесят раз поменяться. Непонятно.

Но интересно. Обнаружение таких «похожестей» — это всегда праздник. И повод продолжить эксперименты. Тем более что я лично не уверен, что полученный мною из Франции чай является «чистой Кангрой», а не купажом чаев из нескольких второстепенных североиндийских регионов.

Да, и еще. Чай из долины Кангра, который мне довелось попробовать, я не могу назвать запредельно вкусным. Просто приятный и весьма интересный чай.