Минувшая неделя стала для меня неделей странных опытов. Не то чтобы они не удались — удались, и еще как — но вот результаты в ходе этих экспериментов были получены такие, что впору назвать упомянутую уже неделю «неделей легких разочарований». Ну или «легких обломов», если хотите.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ПЕРВОЕ. КАК Я НЕ ПОЛЮБИЛ AKBAR
О чае торговой марки Akbar я слышал уже давно, причем отзывы о нем приходили, как правило, положительные. Чай марки Akbar я видел уже давно — он в изобилии представлен на полках наших магазинов. О самой марке Akbar я тоже знаю достаточно давно — и эти знания заставляют относиться к ней с изрядным уважением. Чай Akbar фасуется на самой Шри-Ланке, что большая редкость для этой страны — большая часть цейлонского чая продается «балками», то есть крупными упаковками, которые потом потрошатся, купажируются и переупаковываются в мелкие пачки чаеразвесочными фабриками по всему белому свету. Без особых преувеличений можно сказать, что компания Akbar Family является одним из флагманов шриланкийской чайной индустрии. Извините мне, конечно, такой пафос.
Ну так вот. На минувшей неделе в семье закончился «завтраковый чай» и, блуждая в сомнамбулическом состоянии около полки с чаями в ближайшем супермаркете, я вдруг увидел золотую и круглую банку чая Akbar Gold. И немедленно ее купил.
Пахнет сухая заварка вполне себе прилично — но этим достоинства чая и исчерпываются. Чай не то чтобы невкусный — он просто никакой. И сам по себе никакой, и с сахаром никакой, и с лимоном никакой. Ну, разве что, крепкий. Но эта крепость не спасла меня от первого — и, как позже выяснилось, самого простого и маленького — разочарования.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ВТОРОЕ. ГРОГ
После описанных некоторое время назад интенсивных опытов по совместному употреблению чая с мороженым мы с женой последовательно переболели какой-то простудной гадостью. Ну и в рамках этой болезни я вдруг ощутил себя старым морским волком — то есть решил лечиться грогом. Который, как известно, из нас, старых морских волков, выгоняет любую хворь в три приема.
Замечу, впрочем, что до этого я себя старым морским волком не ощущал ни разу — поэтому опыта использования грога в медицинских целях у меня не было. А вот просто так, для вкуса, года два назад я пил его с удовольствием (и что-то даже о гроге писал).
Ну так вот. Хворая и наблюдая за прихворнувшей женой, я решил совместить приятное с полезным. И купил бутылку Grants (самую простую, «базовую») для последующего грогового использования. Конечно, в классический грог льют не виски, а ром — но с ромом я не знаком вообще и все свои гроги делал именно на виски. Причем на виски более приличном, чем Grants — но в этот раз меня банально задушила жаба. Ну и потом я рассудил, что в смеси с чаем и медом разница между более и менее приличными сортами скотча будет не особенно заметна.
Короче говоря, я и здесь разочаровался. И даже не знаю, на что грешить. Или на то, что Grants не подходит для грога (в чем я лично сомневаюсь), или на то, что за два года мои вкусовые предпочтения кардинально изменились. Так или иначе, грог мне не понравился, никакие игры с пропорциями чая, виски и меда не помогли — да и отболеть пришлось по полной программе.
В качестве ремарки замечу, что коллеги буквально вчера хвастались тем, что смешивали в гроговых пропорциях тайваньский Рубиновый чай с «Рижским бальзамом» — и остались очень довольны результатом. Надо будет этих коллег поймать через пару лет и заставить пить изобретенную ими смесь снова. Вдруг все дело именно в этих двух годах...
РАЗОЧАРОВАНИЕ ТРЕТЬЕ. КАК Я НЕ СТАЛ ПРОДВИНУТЫМ КИТАЙЦЕМ
Примерно пару лет назад (роковой срок какой-то) в новостные фильтры, настроенные на вылавливание чайной информации, стали попадать статьи, рассказывающие о коктейле, ставшем весьма популярным среди продвинутой китайской молодежи.
В коктейль этот входил скотч (или другое виски, но чаще — именно скотч) и зеленый чай. В пропорции «один к трем», то есть на одну долю виски — три доли зеленого чая. Иногда — сладкого. В заметках об этом диковинном коктейле очень много писалось о том, как удачно виски и чай друг дружку дополняют. Вроде и надрался — а вроде и польза для здоровья: эпигаллокатехинтригаллат там всякий и прочие полифенолы... Тот факт, что в последнее время о смеси зеленого чая и виски как-то никто особо не вспоминает, со всей очевидностью говорит о том, что коктейль, в общем-то, получился неудачным. На него возникла короткая мода — и быстро сошла на нет.
Но у меня, к сожалению, неплохая память. И, рассудив, что бутылка Grants уже на гроговом этапе использовалась противоестественным способом, я решил смешать этот несчастный виски и с зеленым чаем (в качестве зеленого чая был выбран недорогой БиЛоЧунь).
Получилась невероятная гадость. Я варьировал пропорции чая и виски — но результат оставался неизменным. Непривлекательный цвет и просто отвратительный вкус, в котором чай катализировал все неприятное, что есть в виски, а виски обострило восприятие горечи чая (которой в нем, в общем, почти и не было, если без виски). Не исключаю, что такой коктейль бодрит — но пусть он бодрит кого-либо другого.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. КАК Я НЕ ПОСТИГ ВЕЛИКУЮ ТАЙНУ ВОДЫ
Венцом моей академической деятельности на минувшей неделе стала реализация давно задуманной идеи по парной дегустации воды двух дорогих марок: Vittel и Evian.
Я уже неоднократно жаловался на то, что с точки зрения чая с водой в Пскове дело обстоит очень печально. Особенно с водой для заваривания тонких сортов. Вот я и решил испытать «небюджетные» воды и выбрать из них лучшую — что бы потом именно ее использовать для проведения самых ответственных дегустаций.
Идея, без сомнения, получилась очень благородной — однако вся эта затея чуть не накрылась медным тазом еще на начальном этапе своего существования. Оказалось, что в городе представлены только две (уже упомянутых выше) дорогих марки негазированной воды. Выбор из двух вариантов показался мне не очень солидным. Однако потом я оценил технические детали одновременной дегустации воды и пришел к выводу, что две воды — это максимум для одновременной дегустации в моих домашних условиях.
Посудите сами. Для более или менее правильного сравнения необходимо соблюсти множество «условий одинаковости и одновременности». В разных водах одновременно в одинаковых чайниках должно быть заварено одинаковое количество одного и того же чая. С этим — никаких проблем. Одинаковые чайники у меня есть (дулевские, второй сорт, все дела), «один и тот же чай», естественно, тоже (им стал отличный Ahmad Limited Edition Yunnan Golden Tips — в одном из ближайших выпусков рассылки я расскажу о нем более подробно).
Но разные воды должны еще и одинаково кипятиться — для чистоты эксперимента. На одинаковом огне, одновременно, и в одинаковой посуде. С одинаковым огнем проблем не было — на любой нормальной плите есть две одинаковые конфорки. А вот с одинаковой посудой возникли накладки. О том, что мне когда-либо могут понадобиться два совершенно одинаковых по объему, конструкции и физическому состоянию чайника я как-то никогда не задумывался — и, конечно, в доме их у меня не было. Пришлось купить две больших эмалированных кружки непонятного назначения — с носиком и умильными коровами на бортах.
В общем, технические проблемы были решены — можно было приступать к дегустации. Налив в каждую из эмалированных кружек по 350 миллилитров воды, я поставил их на плиту, одновременно зажег под кружками огонь и поставил на прогрев чайники — просто погрузил их в кастрюльки с горячей водой. Незадолго до закипания воды я вытащил чайники из кастрюлек (прогрелись отлично) и засыпал в них чай — по 2 примерно грамма. Когда вода в кружках закипела «белым ключом» (обе воды закипели одновременно), снял кружки с плиты и залил воду в чайники. Одновременно, с двух рук. Потом двумя руками перемешал чай, закрыл заварники крышками и накрыл льняным полотенцем — в олдскульном стиле. Перед этим, кстати, успел заметить, что в чайнике с Evian образовалось больше пены — и возрадовался, потому что счел это предвестником заметных различий в качестве заваривания чая разными водами. Наивный.
План у меня был такой. Мы с женой приготовили небольшие пиалки, миллилитров по 60 и решили, что будем постепенно сливать в них чай из чайников и пить его, оценив, тем самым, качество заваривания чая разной водой при разной продолжительности настаивания. Ожидая, естественно, что воды дадут постоянную и заметную разницу. Не тут то было.
Первая проба была сделана после трехминутного настаивания. Виттелевский чай экстрагировался лучше евиановского и был чуточку насыщеннее — и вкусом, и цветом. Следующая проба была сделана минут через пять. Евиановский чай получился крепче и ярче виттелевского. Через восемь минут виттелевский чай оказался насыщеннее эвиановского и мы заметили за собой первые признаки истерики. В четвертой пробе эвиановский чай был крепче виттелевского — и пятой пробе было уже совершенно некуда деваться. Виттелевский чай в ней получился ярче эвиановского.
В этом месте нам наше состояние лучше всего описывалось той фразой из «Евангелие от Митьков», в которой речь идет от отваливших лохах.
Опыты с водой мы намерены продолжить. Теперь это дело чести.