чай :: всегда под рукой
teatipsbrief100: русский, english
teatipsbrief200: русский, english
teatipsbrief300: русский, english
english site






чай :: выпуск 452 (08.01.09). д. шумаков

Я попробовал воспользоваться рождественскими каникулами для того, чтобы привести в порядок записки, сделанные во время июльского путешествия на Тайвань. Переработать все материалы я, конечно, не смог — но один из наиболее интересных визитов мне удалось описать более или менее подробно.

ХУАЛЯНЬ
Хуалянь (Hualien) — это, возможно, самый крупный уезд Тайваня. Он расположен на востоке острова, имеет протяженное побережье и основной отраслью своего хозяйства имеет хозяйство сельское. Сады, поля, плантации и рощи являются в Хуаляни основными (и весьма привлекательным) элементами пейзажа и постоянными (хотя иногда и незаметными) участниками повседневной жизни.

Мы с Сергеем Хорольским (Группа компаний «Бирюзовый чай») прибыли в Хуалянь (главный город Хуаляни) ночью и поселились в небольшой гостинице, которую сразу же окрестили «Домом чайного колхозника». Ни о каких ночных прогулках не могло быть и речи — нас в гостинице просто заперли — так что обзор достопримечательностей пришлось отложить до утра.

Утро явило нам массу интересностей. Во-первых, оказалось, что с названием («Дом чайного колхозника») мы не ошиблись. Первый этаж гостиницы был превращен в симпатичный гибрид скромной чайной выставки, скромного же чайного магазина и еще более скромной чайной. А сбоку от этих трех скромностей примостился скромный же кофейный бар со скромным бариста и с чайно-кофейными сифонами разного калибра — их там используют по первородному назначению, для приготовления кофе.

Во-вторых, оказалось, что кофе в «Доме чайного колхозника» готовят не просто так, а целиком и полностью собственный. На заднем дворе гостиницы расположилась небольшая и очень уютная рощица кофейных деревьев, со смотровой площадкой и шикарными видами. По словам бариста рощица эта была разбита в 1960-х годах, собирают с нее не более тонны кофе в год, сами этот кофе обжаривают и прямо у рощицы варят и подают. Я тайваньский кофе никогда не пробовал, тем более такой, явно обладающим коллекционной ценностью — так что сразу же разжился двумя стограммовыми пакетиками обжаренных зерен. Один из этих пакетиков был вскрыт в самом начале августа в Мальской долине Псковской области на «ЛетоЧае 2008». А второй пакетик я, снедаемый мелким меценатским тщеславием, преподнес в подарок в приятную псковскую кофейню «Кофеин». И, предвкушая всяческие восторги, предложил этот кофе сразу приготовить. Но оказалось, что сто граммов — это не масштаб кофейни. Им только на прочистку кофемолки от старых помолов нужно полкило кофе. Так что я со своими ста граммами из щедрого мецената сразу превратился в мелкого жадину. Отвлекся, извините.

В-третьих, за окнами «Дома чайного колхозника» гнулись вправо и влево бетелевые деревья. На Тайване бетель (пинлин) является разрешенным стимулятором и пользуется известной популярностью, например, у дальнобойщиков. Продают его специальные призывно и немного одетые девушки, сидящие на высоких стульчиках в прозрачных витринах. Причем сидят они часто в кругу семью (с мужем и ребенком, запросто) и не без дела, а постоянно приготавливая жевательную пасту из упомянутого уже бетеля и извести. Когда я спросил, зачем бетель смешивают именно с известью (от которой у большинства жевателей бетеля развивается рак всех тех мест, с которыми известь контактирует), то получил ответ «Для вкуса» — после чего заткнулся и глупых вопросов больше не задавал. Так вот. Эти самые бетелевые деревья для чайной индустрии Тайваня являются тихим бедствием. Их выгоднее выращивать. Ухода, в отличие от чайных кустов, они почти не требуют. Со сбором и обработкой бетелевых орехов мороки тоже меньше, чем с чайным листом. А доход они приносят достаточный. Короче говоря, крестьяне нередко отказываются от выращивания чая именно в пользу бетелевых деревьев. А гнулись вправо и влево за окнами «Дома чайного колхозника» эти самые деревья неспроста. Хуалянь — прибрежный уезд. И практически все тихоокеанские тайфуны принимает первым. Именно такой тайфун, загодя раскачивая деревья, и подходил к острову.

Накрыло Тайвань тайфуном на следующий день после нашего путешествия по Хуаляни. Так что все самое интересное мы посмотрели (или пропустили — от точки зрения зависит).

Первая наша остановка случилась в местечке У Хо, в парадном доме одного знакомого чайного фермера. Фермер этот не только выращивает и производит отменный чай, но еще и активно работает с внутренними туристами. Его парадный дом расположен прямо около дороги и оборудован, кроме всего прочего, презентационно-дегустационным помещением, запросто вмещающим такое количество людей, какое обычно перемещается в туристическом автобусе.

Чайно-фермерский туризм выглядит очень просто. Туристы заполняют зал, в котором уже готовы к дегустации и демонстрации несколько сортов чая. Им немного рассказывают о том, какой крутой чай производится этим фермером и в каких конкурсах он победил (аплодисменты, одобрительные крики), об особенностях производства чая и о нюансах его вкуса и аромата. Ну и дают попробовать. Туристы фотографируют, радостно-равнодушно слушают и дежурно пробуют, благодарят и уезжают. Вся процедура занимает не более часа (может быть и не более получаса — я сейчас уже не вспомню, но очень быстро).

На самом деле, весь этот образовательно-туристический акт выглядит немного дежурно и вызывает снобско-высокомерные мысли. Которые занимают голову ровно до тех пор, пока голова на начнет немножко думать. Потому что если немножко подумать, то быстро соображаешь, что избранный фермером формат максимально целесообразен. И что именно постоянными дежурными обучающими мероприятиями такого рода можно и людей немножко образовать, и чай свой популяризировать (и продать) и, в конечном счете, из сотен праздных и равнодушных туристов (среди которых очень много школьного молодняка) «высеять» пару-тройку заинтересованных ребят, которым чай и чайная индустрия западут в душу. А из них, глядишь, и смена подрастет.

А чай там делают хороший и разный. Разный фасуется в пакетики и продается туристам (и выставляется на витрину с непременной фотографией президента, который и этого степенного фермера тоже посетил — я некоторое время назад писал уже об этих посещения). Он не плохой, особенно по сравнению с большей частью пакетированного чая. Но пробовать и покупать все-таки лучше хороший чай. Обалденный Медовый красный (Ми Сян Хун Ча) естественной скрутки, добротный Рубиновый с романтическим названием «Танцующий журавль» и весенний Да Е улун с удивительно тягучим и сладким ароматом.

Вот здесь я выложил десяток фотографий, все вышеизложенное иллюстрирующих.

Денис Шумаков